На пути к школе

      «Я очень боюсь, что не смогу хорошо учиться»,— так сказала моя внучка год назад, и я подумала, как важно нам, воспитателям и родителям, сделать так, чтобы на­ши дети не боялись, что не смогут хорошо учиться, чтобы 1 сентября ребенок испытывал радость, был по­лон восторженного ожидания, чтобы волнующим и же­ланным стал каждый день школьной жизни. 

     Детей нужно готовить к переходу к обучению в школе. Об этом знают все. Но, к сожалению, далеко не все знают как.

     Прежде всего, начинать эту работу  нужно не в пять-шесть лет, а задолго до этого возраста. Но что значит «мы готовы к школе?». Многие думают, что нужно только научить ребенка считать, читать, держать карандаш — и он сможет успешно усваивать школьную программу. Это, конечно, хорошо, но не самое главное.

     Главное — вырастить ребенка здоровым, закален­ным, трудолюбивым, с устойчивыми положительными навыками и привычками. Печально, когда перед посту­плением в школу врачи обнаруживают у некоторых детей плохой слух или чаще плохое зрение. Когда де­ти подвержены простудным заболеваниям, страдают отсутствием аппетита, а у некоторых проявляются де­фекты речи, то все это вызывает у ребят нервозность, неуравновешенность, что неизбежно сказывается на на­строении, отношении к учебе. Вот почему родители дол­жны беспокоиться о том, чтобы ребенок всегда вовремя ел, больше двигался, чаще бывал на воздухе. Чтобы дома его окружала спокойная, деловая обстановка.

     Крепкое здоровье – одна из составляющих успешного обучения. Но есть еще одно очень важное условие — за­бота об общем умственном развитии детей.

     — Мама, почему зимой Иринка приходила из шко­лы ночью, а теперь днем? А почему, когда я раньше в садик приходила, надо было свет зажигать, а сейчас не надо?

     Но мама занята, вопросы остаются без ответа. А ведь как важно все объяснить дочке (сыну), рассказать о вре­менах года и их особенностях. Причем объяснить имен­но тогда, когда вопрос задан, объяснить интересно, доступно.

     При любом удобном случае мы должны помогать ребенку правильно и активно воспринимать окружаю­щий мир. Вы идете с дочкой или с сыном домой. Поиг­райте в интересную игру: посчитайте, сколько авто­бусов прошло, пока ожидали свой, сколько повстречали грузовых машин, пока шли до остановки…

     Или еще. Положите на стол несколько разнообраз­ных игрушек и дайте возможность ребенку вниматель­но посмотреть на них, запомнить. Потом пусть отвернет­ся, а вы уберите одну-две игрушки. Предложите ска­зать, что убрано. Эта игра-шутка нравится детям, она развивает внимательность и сосредоточенность. Такие игры-занятия и игры-шутки придумывайте почаще, но так, чтобы ребенку не наскучило.

     Для развития памяти используйте простой, доступ­ный всем прием, хотя и не единственный — заучивание стихотворений наизусть. Можно использовать стихи А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова и других детских писателей. Читать их можно малы­шам на прогулке, по дороге в детский сад и домой, пе­ред сном. Читайте стихи сами, используйте грамзаписи, специальные передачи радио и телевидения. Дайте возможность детям слушать сказки в музыкальном сопровождении — «Золушка», «Дюймовочка», «Кот- хвастун», детские оперы «Мойдодыр», «Муха-Цокоту- ха», в записи «Приключения Незнайки». Используйте современные информационные технологии. Все это обо­гатит речь ваших детей, разовьет память. Ребенок ста­нет выразительнее и свободнее излагать свои мысли.

     Ребенка нужно учить мыслить, анали­зировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы, обобщения. Все это требует повседневной, системати­ческой работы. Гуляя с детьми в парке, в лесу, предложите показать деревья толстые и тонкие, высо­кие и низкие, большие и маленькие. Учите определять расстояние: ближе-дальше и др. Спросите, сколько ша­гов от дерева до скамьи? Чьих шагов будет больше — ваших или его? Предложите сыну или дочери показать дерево определенной породы или сказать, с какого де­рева упал листок.

     Так неназойливо, вдумчиво, умело участвуя в про­цессе познания, вы подведете ребенка к школьному по­рогу, поможете переступить его.

Подготовила Петрукович Н.Л.

Добавить комментарий