Семинар-практикум «Приёмы рисования в младшем дошкольном возрасте»

Цель:

Познакомить   педагогов с особенностями обучения технике рисования, различных методов и приемов в изобразительной деятельности с детьми   дошкольного возраста. Закрепить практические навыки и умения педагогов при изображении предметов.Совершенствовать педагогическое мастерство, способствовать умению владеть различными техниками в изобразительной деятельности. Воспитывать  у дошкольников сознательное отношение к рисованию.

Предварительная работа.

Анкетирование воспитателей «Методы и приемы в работе с младшими дошкольниками по рисованию».

Выставка детских работ «Волшебная палитра»

Буклеты для  родителей «Как организовать домашние занятия по рисованию»

Материал:

Лист-образец  «Приёмы рисования в дошкольном возрасте»

На больших столах:

— кисти, карандаши;

— шаблоны домов, дороги, окна;

-списанные авторучки, линейки, бумага, трафареты с геометрическими фигурами;

— смайлики радость-грусть (релаксация).

План мероприятия:

1.Особенности обучения технике рисования в дошкольном возрасте.

— блиц-опрос «Материалы  для занятий по изобразительной деятельности»

— вручение буклетов «Правила  работы с изобразительным материалом на  занятиях изодеятельности»

2.Приемы на закрепление и обучение техническим навыкам

— игра  «Воздушные рисунки»,

— работа в парах «Рисунок невидимка»,

— игровое упражнение «Весёлый карандашик».

3.Использование  различных методов и приемов в рисовании

4.Релаксация «Радуга настроения».

Ход мероприятия:

  1. Особенности обучения технике рисования в младшем дошкольном возрасте.

Обучение детей изобразительной деятельности в детском саду начинает осуществляться еще в раннем возрасте, а в младшем и старшем находит свое продолжение. Каковы же особенности обучения технике рисования в младшем дошкольном возрасте?

Блиц-опрос «Материалы  для занятий по изобразительной деятельности» К оборудованию относятся все те предметы, которые создают условия для проведения занятий — доски, мольберты, подставки и т. д.; инструменты: карандаши, кисточки, ножницы и пр.

Младшая группа

  • Продолжать формировать умение детей держать карандаш, кисть, не слишком сильно их сжимая
  • Закрепить знания цветов (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). Познакомить с цветами спектра(теплые, холодные).
  • Формировать умение детей ритмичным нанесениям штрихов, мазков. Изображать предметы окружающей действительности: падают листья, идет дождь.
  • Формировать умение проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, длинные, короткие, пересекать их.
  • Формировать умение изображать предметы округлой формы, прямоугольной (солнышко, яблоко, платочек)

Средняя группа

  • Вызвать желание у детей использовать краски и карандаши следующих цветов: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, коричневый, а так же их оттенки.
  • Закреплять умение у детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, ритмично наносить мазки, штрихи, не выходя за пределы контура.
  • Формировать умение у детей правильно передавать в рисунке расположение частей, их соотношение по величине.
  • Изображать круглую, овальную, прямоугольную, треугольную формы
  • Вызвать желание изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одном листе.

Воспитателям вручаются буклеты «Правила  работы с изобразительным материалом на  занятиях изодеятельности»

  1. Приемы на закрепление и обучение техническим навыкам.

Чтобы воспитать сознательное отношение к занятиям, необходимо чаще предлагать детям самим показать, как надо держать кисть, карандаш.

Проводится игра  с воспитателями «Воздушные рисунки».

Предложить всем присутствующим взять в руки кисть или карандаш (на выбор) и  несколько раз произвести движение рукой в воздухе вверх- вниз, слева-на право, нарисовать круг, квадрат.

Воспитатель:

— В отдельных случаях, если после одного зрительного восприятия ребенок не может выполнить показанное движение, можно прибегнуть к показу его рукой на отдельном листе бумаги.

Проводится работа в парах «Рисунок невидимка».

Один педагог рисует пальчиком на листе бумаги, а второй отгадывает что изображено.

Воспитатель:

— При этом ребенок воспринимает движение не только зрительно, но и кинетически. В младших группах показ обязательно сопровождается пояснением. Дети продолжают рисовать преимущественно гуашью и фломастерами и совершенствуют свои навыки комбинирования прямых линий с мазками и замкнутыми контурами. Помимо этого, формируется у  детей умение аккуратно, не вылезая за рамки, закрашивать нарисованные контуры гуашью. К окончанию обучения в младшей группе ребенок уже должен уметь правильно держать в руке кисть или фломастер, а также уверенно изображать простейшие фигуры.

В младшей группе:

При рисовании круглых форм следует вырабатывать свободу движения руки без излишнего нажима на карандаш и кисть.

Надо добиваться движения непрерывного, слитного, предлагая по несколько раз повторить рисунок круга, показывая, как следует действовать рукой, поясняя свои действия.

Можно предложить равномерно покрыть лист бумаги колечками, как бы рисуя ткань для платья (фон разный). Техническая задача в этом случае будет решаться в единстве с эстетической.

Продолжается выработка прочного навыка владения карандашом и кистью, умение изменять положение руки. Так, положение кисти по отношению к бумаге может быть наклонным (при рисовании широких линий и мазков) и вертикальным (при рисовании тонких линий и точек). Воспитателю следует добиваться легкости движения, усвоения навыка рисования без опоры рукой о стол или при опоре только до локтя; прикосновения к бумаге концом кисти; усвоения навыка умеренного нажима на карандаш, произвольности размаха при закрашивании частей рисунка, не выходя за контур, равномерности движений.

Проводится игровое упражнение «Весёлый карандашик».

Воспитатели работают на плоскостных шаблонах (дом, дорога, окно).  Выполняют штрихи в одном направлении в пределах контура сверху вниз (дом), слева направо (тропинка для колобка),  по косой (дождь за окном).

— Обращайте внимание на то, чтобы движение карандаша при закрашивании неотрывное (туда-обратно), а кисть может двигаться только в одну сторону, по ворсу.

В средней группе, как и в младшей, прежде всего, называются те движения и действия, которые показываются. Более сложные действия, включающие несколько более простых, расчленяются и каждое действие показывается и называется отдельно. При этом подчеркиваются слова «теперь», «потом», «после этого».

При дальнейшем усвоении навыка больше самостоятельности в показе и назывании действия предоставляется детям, воспитатель их только поправляет, дополняет. Навык можно считать усвоенным, если дети самостоятельно, без напоминаний применяют и действуют при этом свободно.

Знакомятся с предметами овальной формы, учатся называть эту форму и определять как овальную. Путем вопросов дети подводятся к определению различия между кругом и овалом, шаром и яйцом. При рисовании круглых и овальных форм надо усвоить различие в характере движения.

На глазах у детей воспитатель несколько раз подряд рисует круги и овалы, поясняет различия в движении: при рисовании круглой формы движения производятся равномерно закругляясь, рисование овала требует с 2-х сторон более закругленного движения, а с 2-х более выпрямленного. При этом на первых порах овал следует рисовать значительно более удлиненным, чем яйцо, назвав эту форму, например, огурчиком.

Когда представление о круге и квадрате закреплено, можно вернуться к рисованию прямых линий и форм прямоугольного контура.

Уточняется знание детьми треугольника – обращается внимание на то, что боковые стороны его образуются наклонными линиями. Представление об этих линиях можно закрепить, обратив внимание на наклон горки, с которой дети катаются.

Во второй половине года  вводятся занятия декоративным рисованием. Дается прием мазка, получаемого путем прикладывания ворса кисти плашмя к бумаге и отрывания ее. Это как-бы печатание кистью. Чтобы мазок получился ровным, кисть следует полностью погрузить в краску. Сначала дети наносят мазки в одном направлении, затем в разных направлениях. Кроме мазков, в узор вносятся прямые полосы, точки. Элементы узора, просты и однообразны, красота их в ритмичности этих элементов и в расцветке. Эти качества узора и отрабатываются.

Содержание рисунков можно брать из окружающей жизни, используя полученные детьми впечатления, сюжеты сказок, стихов.

Предоставляйте детям возможность изображать интересное, динамичное содержание, зная, что что-то они выразят в словах, а что-то средствами рисунка.

III. Использование  различных методов и приемов в рисовании

Для первой младшей группы в рисовании основной прием – показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок действует не самостоятельно, а с помощью.

Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «туда – сюда», «сверху — вниз» и т.д.

Такой прием дает возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях – важнейший методический прием. Еще один прием работы в первой младшей группе – сотворчество педагога с детьми.

Во второй младшей группе

На занятиях по рисованию активно используется информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертания. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем. Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе.

В средней группе

В этом возрасте дети более усидчивые и наблюдательные, поэтому у изображаемых предметов появляется больше мелких деталей. Кроме того, формируем умения  детей рисовать разными красками так, чтобы рисунок был более реалистичным. Делается акцент на изображение на одном рисунке сразу нескольких предметов, например, если раньше это была одна елка, то теперь – еловый лес или солнце с облаками.

Детям от 4 до 5 лет могут быть предложены следующие сюжеты для рисования: «Зима», «Осень», «Весна» — выполненные гуашью деревья с коричневым стволом и кроной (закрашенным овалом) подходящего цвета, «Грибы» (шляпка и ножка закрашены разными цветами), «Новый год» (закрашенная гуашью елка, украшенная разноцветными шарами), «Дом» (контур дома с окнами и дверями).

  1. Релаксация «Радуга настроения»

В завершении нашей встречи хочется напомнить, что детские рисунки— это средство отражения полученных впечатлений и образного выражения своего отношения к окружающему миру. Изобразительная деятельность глубоко волнует ребенка, вызывая положительные эмоции и интерес.

Поэтому, если наша с вами встреча была интересна и познавательна разместите на «радуге» смайликов  да- «весёлых» , нет – «грусных».

Воспитатель:

— Пусть каждый  прожитый день помогает вам вдохновить детей и позволят максимально раскрыться детской фантазии.

Добавить комментарий