Чудесный и загадочный мир музыки

     Первые шаги в удивительный мир мелодий и звуков могут повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка… Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми пере­ливами или неторопливыми напевами, — такой предстает перед ребенком музыка. Это волшебная сказка, играть в которую можно целый день, постигая все звуки мира. От­правляйтесь же в мир музыки вместе со своим малышом! 

«Я хочу услышать музыку…»

      Если вы желаете, чтобы ребенок рос внимательным, чутким ко всем новым зна­ниям и впечатлениям чело­веком, — учите его видеть красоту окружающего мира, находить в простом сложное, узнавать в старом новое. Лучше всего в этом может помочь знакомство с миром звуков. Отправляясь на оче­редную прогулку, расскажите малышу, что у каждого живо­го существа и явления в при­роде, у всего, что нас окру­жает, есть свой голос. Нужно только уметь его услышать. Как звонко поют птицы! Как задумчиво шелестит листва деревьев… Как сердится гром! Как грустят дождинки, тарабаня по стеклу… Каждо­му важно поделиться своим голосом. А наша задача — понять, что хочет сказать нам окружающий мир. Умение человека слушать и слышать — одно из глав­ных умений в жизни. Не сто­ит им пренебрегать…

 «Под музыку Вивальди…»

      После того как ваш малыш научился различать звуки живой и неживой природы, перейдем к более сложному уроку. Будем учиться слушать музыку. Для начала подойдут русские народные песни и песни-потешки: «Калинка», «Ан­дрей-воробей», «Ладушки»…

     Главное на этом этапе — вызвать у ребенка эмоцио­нальную отзывчивость на ту или иную мелодию. Второй этап — слушание детских пе­сенок, таких как «Антошка», «Голубой вагон», «Белые кораблики» и т.д. Цель это­го этапа — научить малыша соотносить текст песни с на­строением мелодии, а также формировать у ребенка фонд знакомых и любимых песен. Для музыкального развития крохи это то же самое, что и формирование активного словарного запаса для раз­вития речи. Теперь можно переходить к третьему, са­мому сложному этапу — слу­шанию классической музыки. Проще всего сделать это с помощью приема сюжет­ного слушания. Расскажите ребенку, что одна девочка забыла о своей старой кук­ле и долго с ней не играла. Кукла очень расстроилась и заболела. Она стала пла­кать и вздыхать. Предложи­те послушать запись пьесы П.И. Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбо­ма». Спросите малыша, грус­тная это мелодия или весе­лая, медленная или быстрая, тихая или громкая, сколько в ней частей. Через несколько дней еще раз послушайте эту же пьесу. А затем расскажи­те, что девочке стало жалко свою забытую куклу и она ста­ла с ней снова играть. А кукла очень обрадовалась, сразу повеселела и выздоровела. Послушайте пьесу П.И. Чай­ковского «Новая кукла». Поговорите об этой пьесе, сравните ее с предыдущей мелодией. А потом вместе с крохой, еще раз слушая знакомые пьесы П.И. Чайков­ского, попробуйте нарисовать свое настроение. Для этого не нужно обладать хороши­ми художественными навы­ками — настроение можно выразить просто с помощью цветовых сочетаний, простых линий и фигур — кругов, волн и т.д. Эти несложные занятия помогут заинтересовать ре­бенка классической музыкой, сделают ее доступной детско­му сознанию.

 «Раз словечко, два словечко – будет песенка!»

      Пение — не менее важная составляющая музыкально­го развития малыша. Кроме того, пение имеет еще и общий оздоровительный эффект. Ученые доказали, что люди, которые много поют для души, реже боле­ют простудами и заболева­ниями верхних дыхательных путей. Однако не стоит сразу форсировать занятия вока­лом с ребенком. Певческий аппарат детей — очень хрупок и требует к себе бе­режного обращения. Начи­найте занятия с дыхательной гимнастики. Поиграйте с малышом в «самоварчик»: глубоко вдохните воздух, надуйте щеки и задержите дыхание. А затем начинай­те потихоньку выпускать воздух небольшими толчка­ми. Повторите упражнение, но теперь выпускайте воздух тонкой легкой струйкой. Наконец, тоненько погудите на выдохе — «самовар заки­пел». Теперь нужно немного распеться.

     Запомните простую фор­мулу распевок — диапазон нот равен возрасту ребенка. 3 – 4-летний малыш в состо­янии свободно справляться с пением 3-4 нот первой ок­тавы (чаще всего ре – соль). Несколько раз спойте с ре­бенком простую распевку: «Вверх по ноткам я бегу, вниз тихонечко иду». Только теперь, когда связки подго­товлены, можно приступать непосредственно к пению. Вспомните свои любимые детские песенки, песни из мультфильмов, исполь­зуйте для занятий аудио-и видеозаписи. Закрепить достигнутый результат лучше всего в процессе игры. С по­мощью караоке устройте для малыша викторину «Угадай мелодию» — включите запись без слов и предложите ребен­ку вспомнить песню. Такая игра будет способствовать развитию музыкальности крохи, а также улучшит его память. Еще одна игра- «Закончи песню». Исполь­зуя паузу, попросите малыша закончить песенку. Эта игра не только развивает память, но и тренирует внимание. В игру «Угадай, кто поет» можно играть по очереди. Знакомую крохе песенку спойте разными голосами — тонким и грубым, затем ти­хим и громким. Попросите ребенка угадать, кто из зве­рей может так петь — лиса, медведь, кот или мышонок. А потом пусть малыш сам попробует загадать вам похожие музыкальные загадки. Эта несложная игра способствует развитию у ребен­ка звуковысотного слуха.

 «Пляшут ножки на опушке…»

      Танец, а точнее, музыкаль­но-ритмические движе­ния — это неотъемлемая часть любого музыкально­го занятия. Помимо поло­жительного эмоциональ­ного эффекта, движения под музыку способствуют развитию чувства ритма, общей моторики, развива­ют умение ориентировать­ся в пространстве и даже тренируют периферийное зрение. Начинайте занятие с разучивания самых про­стых движений — ходьбы в разных темпах (высоко поднимая колени, пристав­ным шагом, гигантскими шагами, маленькими шаж­ками и т.п.), бега (на носоч­ках, с подскоками, спиной вперед). Чтобы ребенку было интереснее, постройте свои упражнения в форме веселой подвижной игры:

Важно петушок шагает, ножки выше поднимает.

Уточка идет, хромает лапку к лапке приставляет.

Головой индюк мотает. Шире лапы расставляет.

Следом курочка спешит потихоньку семенит.

И бегут за мамой-квочкой все цыплята на носочках. 

Козлик скачет за друзьями. Скачем с козликом мы сами

А теперь спиной вперед все помчимся в огород!

      Малышу будет интересно изображать характер движе­ний разных животных. Обра­щайте внимание на то, чтобы движения ребенка были вы­разительными и соответствовали заданному темпу. После разминки можно приступать к изучению танцевальных дви­жений — ходьба по кругу в хо­роводе, хлопки, притопывание ногой, кружение вокруг сво­ей оси. Сначала выучите все движения по отдельности, затем попробуйте соединить их в танец, используя подсказки-подпевки.  Разберем, как они работают на примере русской народной мелодии «Калинка».

Часть I (медленная):

Мы по кругу ходим.

Хороводы водим

Посмотрите вы на нас.

В хороводе нашем

Медленно мы пляшем,

А начнем веселый перепляс!

Часть 2 (быстрая):

Хлоп-хлоп, веселушки начнутся у нас.

Топ-топ, топотушки — танцуем для вас!

Покружимся дружно и быстро сейчас.

А вы поскорее смотрите на нас!

      «Высший пилотаж» — танце­вальная импровизация. Пред­ложите малышу свободно двигаться под любую по­нравившуюся ему мелодию. Если видите, что ребенок не справляется с заданием или чувствует себя скован­но, — присоединитесь к нему. Повторяя за вами движе­ния, малыш будет увереннее и легче освоит эту непростую науку танца.

     И напоследок, если слава юного Моцарта вас не пре­льщает, не стоит 4-летнего кроху сажать за фортепиано или гитару. Лучше предло­жите малышу изготовить свои шумовые музыкальные инструменты. Тут уж поле для творчества огромное… И даже если ваш малыш не станет в дальнейшем ве­ликим музыкантом, такие занятия будут полезны для его общего развития и до­ставят вашей семье немало приятных минут.

Подготовила консультацию музыкальный руководитель Ника С.Р.

Добавить комментарий