Отдел по образованию Пружанского райисполкома

 

Беларусь Библиотечная
Яндекс.Метрика

Юные туристы

В нашем учреждении в рамках оказания дополнительных образовательных услуг начинает свою работу кружок «Юные туристы» 

Образовательная область: физическая культура

Юные туристы (от пяти до семи лет)

Цель: обеспечение высокого уровня здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни, воспитание физической культуры личности средствами детского туризма.

Задачи:

создать условия для развития у детей 5-7 лет общей выносливости, скоростных, скоростно-силовых и общих координационных, ориентационных способностей, гибкости;

формировать представления о правилах поведения в природе, природных явлениях, видах туризма, о видах деятельности человека в окружающей природной среде (лесник, турист, грибник, фотограф, рыбак и т.д.);

учить ориентироваться на местности, формировать умения и навыки, необходимые в пешеходных и лыжных прогулках-походах;

формировать представления о родном крае.

Ресурсное обеспечение.

Игровые комплексы, туристские полосы препятствий, личное и коллективное снаряжение.

Формы и методы работы.

Оптимальные формы реализации: экскурсия, прогулка, туристская прогулка, физкультурно-оздоровительная работа и активный отдых (дальние пешеходные (лыжные) прогулки, туристские эстафеты, полоса препятствий в физкультурных досугах и праздниках)

В работе целесообразно использовать такие методы, как:

физические упражнения, двигательные задания с максимальным использованием природного и социального окружения, повышающие опыт пространственной ориентации и интерес к двигательной и познавательной деятельности;

упражнения в основных движениях: метание – прыжки, упражнения в равновесии – метание, лазание – упражнения в равновесии, прыжки – лазание;

упражнения по рациональному преодолению естественных препятствий (склонов небольшой крутизны, ручьев, поваленных деревьев), имеющихся в природной среде и ближайшем природном окружении;

ходьба с грузом (рюкзачком не более 1,5 кг);

приемы «хождения по легенде», двигательные задания с постановочными ситуациями, ориентировка в пространстве с помощью простейших планов и схем;

выполнение туристских упражнений прикладного многоборья (вязка узлов на рюкзачке, работа с личным снаряжением, установка палатки и т.д.) и пр.

Содержание

Раздел «Безопасность жизнедеятельности».

  1. Вводное занятие (1 час).

Просмотр видеоматериалов, разъяснение основных правил безопасного поведения.

  1. Проигрывание проблемных ситуаций (2 часа).

Обучение детей через проигрывание сложных ситуаций разнообразным способам выхода из них.

Раздел «Краеведческие представления».

  1. Родной край (1 час).

Формирование представлений о родном крае, достопримечательностях родного города, села, столицы республики, своей Родины.

  1. Растения и животные ближайшего окружения (2 часа).

Систематизация знаний о природе (о совокупностях растений и животных, занимающих определенную территорию, о группах растений и животных на основе выделения признаков внешнего вида и характера взаимодействия со средой), сезонных изменениях природы.

Раздел «Ориентировка в пространстве».

  1. Простейшие схемы и планы (2 часа).

Умения:

ориентироваться на листе бумаги (центр, середина сторон, углы);

строить простые планы, чертить схемы;

ориентироваться от других объектов, описывать словами пространственные положения, используя различные предлоги.

Раздел «Физическая подготовка».

  1. Развитие общей выносливости (4 часа).

1) ходьба в чередовании с бегом;

2) ходьба с перешагиванием через траву;

3) ходьба, бег между кустами, меняя направление;

4) быстрая ходьба и бег по слабопересеченной местности, по тропинке, песку, траве в равномерном темпе;

5) ходьба с преодолением естественных препятствий: бугров, впадин, пеньков, кустарников, ручьев, луж;

6) ходьба, бег «след в след» по свежему снегу;

7) передвижение по снежному валу, вхождение, спрыгивание с него;

8) преодоление травянистых, земляных снежных склонов небольшой крутизны различными способами;

9) сочетание продолжительной ходьбы, бега умеренной интенсивности с рюкзачками;

10) бег, ходьба по размокшей тропинке, хвое, шишкам;

11) ходьба, бег в сочетании с игровыми заданиями: нахождение улиц, домов, различных сооружений.

  1. Развитие скоростных способностей (4 часа).

1) ходьба, бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма по тропинке, в гору, на гору;

2) игровые упражнения, эстафеты в сочетании с прыжками через деревья, пни, метанием шишек в цель из различных исходных положений;

3) пробегание отрезков различной длины на скорость с целью нахождения предметов, объектов;

4) эстафеты с туристской тематикой: установка палатки, укладка рюкзачка).

  1. Развитие скоростно-силовых способностей (4 часа).

1) ходьба, бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма по тропинке, в гору, на гору;

2) прыжки на двух ногах «выше травы», из следа в след по неглубокому снегу, «с кочки на кочку»;

3) метание шишек в цель, дерево, сугроб, снежный ком;

4) метание на дальность – снежков, шишек;

5) преодоление препятствий с помощью веревки – «маятник»;

6) ходьба с грузом (рюкзачок) с преодолением препятствий;

7) перепрыгивание через бордюр правым (левым) боком, с двух ног на две ноги, с левой на правую ногу

8) игровые упражнения, эстафеты в сочетании с прыжками через деревья, пни, метанием шишек в цель из различных исходных положений;

9) пробегание отрезков различной длины на скорость с целью нахождения предметов, объектов;

10) эстафеты с туристской тематикой: установка палатки, укладка рюкзачка.

  1. Развитие общих координационных, ориентационных способностей (4 часа).

1) бег с изменением направления и скорости в игровых заданиях: «осаливания» деревьев, кустиков;

2) бег, ходьба с преодолением препятствий на местности – пенечков, ручьев, луж, кустиков;

3) бег в быстром темпе вокруг ствола дерева, держась правой (левой) рукой;

4) прыжки с касанием рукой веток, находящихся на различной высоте, то же – носком ноги;

5) преодоление различных комплексов препятствий как естественных, так и специально устроенных (заборчики, бревно, деревья, горка, узкие дорожки, воротца, балансиры и т.д.);

6) ходьба, бег между деревьями с укрепленными на них цифрами;

7) ходьба, бег с подсчетом деревьев;

8) ходьба, бег с целью нахождения предметов на местности;

9) ходьба, бег с определением своего местоположения;

10) ходьба, бег в сочетании с выполнением игровых заданий: нахождение улиц, домов, различных сооружений;

11) игровые задания на определение направлений, расстояний с применением схем, планов;

12) хождение «по легенде»;

13) хождение «след в след».

  1. Развитие гибкости (4 часа).

1) подлезание под низко наклоненные ветви деревьев, кустиков различными способами (прямо, боком, не касаясь земли);

2) переползание через поваленные деревья;

3) вползание на горку на четвереньках, сползание с нее;

4) перелезание через различные природные препятствия;

5) махи ногами, стоя боком, опираясь о дерево;

6) пролезание между рядом стоящими деревьями.

Раздел «Простейший детский туризм».

  1. Техника движения в пешеходных и лыжных походах (6 часов).

Двигаться в колонне по одному, соблюдая дистанцию и правила безопасности по тропе, лесной дороге.

Передвигаться с рюкзачком (вес не более 1,5 кг) по пересеченной местности в лыжном и пешем походе.

Технически верно преодолевать разнообразные препятствия: спуски, подъемы по травянистым и заснеженным склонам; преодолевать «ручей», «болото», «реку» туристскими способами.

  1. Хозяйственно-бытовые навыки в детском туризме (4 часа).

Самостоятельно укладывать рюкзачок.

Ухаживать за личным снаряжением (обувь, одежда, личный инвентарь).

Помогать руководителю в выборе места привала, устройстве бивака.

Устанавливать палатку.

Выбирать и собирать топливо для костра.

Организационные условия реализации содержания:

Образовательный процесс рассчитан на 2 учебных часа в неделю (общее количество часов в учебном году – 38).

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *