Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений

Самым эффективным средством формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений считается использование в процессе обучения в учреждении дошкольного образования различных дидактических игр.

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста невозможно без использования дидактических игр.

Игра, является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – обучающая игра, обязательным элементом которой является познавательное содержание и дидактическая задача.

Дидактические игры – спланированное и целенаправленное педагогическое средство для расширения и закрепления, полученных детьми представлений. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми в целях обучения и воспитания детей. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Дидактические игры математической направленности для детей дошкольного возраста содержат большие возможности расширять и закреплять представления о количестве и счете, величине, геометрических фигурах и форме предметов, пространственных и временных ориентировках.

Дидактические игры интересуют детей намного больше, чем традиционные задания, игры привлекают детей и тем самым становятся толчком для развития внимания, памяти, мышления и т.д.

Дидактические игры математического содержания для детей младшего дошкольного возраста содержат большие возможности расширять и закреплять представления о количестве («один» и «много»); о равенстве предметов, понимать выражения («столько – сколько», «поровну», «по одному – много», «ни одного»), усваивать их величины предметов («длиннее – короче», «одинаковые», «выше – ниже», «шире – уже», «толще – тоньше», «больше – меньше»), определять форму (круг, квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр),  расположение объектов на листе бумаги, ориентироваться на себе, определять положение объекта от себя, ориентироваться в помещениях группы.

Дидактические игры «Сбор грибов», «Кому сколько», «Поезд» дают возможность закреплять понятия «один» и «много». Повторение на разном дидактическом материале (листья, флажки, посуда и т.д.) позволяют закрепить в сознании детей понятие «много» как состоящее из отдельных предметов. Игры эти я повторяла с постепенным усложнением правил и дидактической задачи.

В дидактической игре «Оденем кукол» дети в процессе выполнения установленных правил узнали значение слова «сколько», раскладывая одежду возле кукол, закрепляли количественные отношения «больше», «меньше», «поровну».

Когда дети получали представления о круге, квадрате, треугольнике, были использованы игры «Чудесный мешочек», «Подбери фигуру», «Геометрическое лото», «Расскажи сказку», «Игра с обручем» и др., в процессе которых закреплялись не только названия геометрических фигур и форм предметов, но и преодолевали трудности при выполнении правил игры и игрового действия, т.е. при отыскивании фигуры на ощупь, по слову воспитателя и т.д.

Для закрепления пространственных представлений я использовала дидактические игры «Укрась коврик», «Ищи и находи», «Спрячем и найдём» и др. Более сложная для детей оказалась дидактическая игра «Что изменилось», в процессе которой ребёнок должен вспомнить, где раньше стояла игрушка и дать её пространственное определение по отношению к другим предметам.

Реализуя раздел «Время» образовательной области «Элементарные математические представления», формировала представления о временных интервалах (части суток, времена года), ориентируясь на опыт детей в дидактических играх «Собери картинку», «Мы играем», «Наш день» и др.

Дидактические игры для закрепления математических представлений широко использовала и в работе с детьми средней группы.

Благодаря большему объему внимания, более развитой речи и большей самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста формируются более ясные представления о количественном и порядковом счете. Эту задачу решала, используя игры «Построй лестницу», «Забавные котята», «Едем на поезде», «Весёлые лягушата» и др.

В игре «Будем считать» наряду с закреплением счета дети учились соотносить количество кружков и предметов, в присчитывании и отсчитывании ребята упражнялись в играх с использованием мелких игрушек.

В процессе реализации раздела «Величина» образовательной области «Элементарные математические представления» усложняются задачи формирования представлений о величине. Например, дидактическая игра «Кто скорее соберёт» способствует закреплению представлений о возрастающем и убывающем порядке расположения предметов.

Понятия «большой» и «маленький» у детей помогает закрепить игра «Спрячь шарик в ладошки», где в результате ощупывающих движений рук дети учатся определять размер шара, закрепляя это словами. Для проведения этой же игры, но с другими дидактическими задачами, я подбирала и другие игрушки, предметы, но обязательно контрастного размера.

Продолжала развивать умения детей сравнивать (соизмерять) предметы по длине, ширине, высоте, толщине путем прикладывания их друг к другу, усложняя эту работу тем, что предметы для сравнения подбирала с малой разницей в длине, ширине, высоте. Это делала для того, чтобы показать необходимость соизмерения. Обращала внимание на правильность выполнения соизмерения: четкое уравнивание концов и сторон измеряемых объектов, необходимость использования единой точки отсчета. Проводила работу с детьми по подготовке к освоению измерения. Это сравнение двух предметов с помощью третьего, выступающего в роли посредника. Задачи расширялись и закреплялись в дидактической игре «Цветные круги», «Построим дом», «Палочки в ряд» и др.

В средней группе расширяются представления детей о геометрических фигурах. Кроме круга, треугольника и квадрата, они умеют различать и называть прямоугольник, овал, объемные формы (шар, куб, цилиндр); познакомила с формами, обследуя их осязательно-двигательным и зрительным путем. Эти задачи расширялись и закреплялись в играх «Покажи такую же фигуру», «Домино фигур», «Сложи снеговика», «Чудесный мешочек» и др.

К детям средней группы предъявляются более высокие требования при овладении пространственными ориентировками. У детей развивается умение определять направление не только «от себя», но и двигаться в этом направлении. Пространственные ориентировки закрепляются в дидактической игре «Куда пойдешь и что найдёшь», в которой ребенок выбирает направление, называет его, а когда предмет найден, говорит, где его нашёл.

У детей развито умение определить положение предмета по отношению к себе. Большое внимание уделяла развитию у детей ориентировки в пространстве стола или листа бумаги. Использовала такие дидактические игры «Что изменилось?», «Угадай, где что лежит?» и др.

Уточняя представления детей о частях суток, связывала их названия с хорошо знакомыми эпизодами из разного времени суток, деятельностью детей и близких им взрослых в эти отрезки времени. Дети знают, что в сутках четыре части, умеют последовательно называть их. Детей знакомила со сменой суток и словами «вчера», «сегодня», «завтра». На закрепление представлений использовала дидактические игры «Вчера, сегодня, завтра», «Когда это бывает?», и др.

С детьми старшего дошкольного возраста в целях закрепления имеющихся математических представлений проводила также разнообразные дидактические игры. Через игровое действие, правила дидактических игр старалась подводить воспитанников к логическому мышлению, формировала умение рассуждать, делать обобщения, выводы.

Реализуя задачи раздела «Количество и счет» образовательной области «Элементарные математические представления», я продолжала развивать у них представления о количественном и порядковом счете. Дети данной группы овладевают навыками счета, отсчета, пересчета в пределах десяти. Посредством таких дидактических игр, как «Божья коровка», «Домики», «Подбери колеса к машине», «Числовик» познакомила детей с образованием всех чисел в пределах десяти и их составом из двух меньших.

В процессе дидактических игр «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», «Волшебные ниточки», «Фотосалон» и др. у детей закрепляла представления о свободном оперировании числами в пределах десяти и сопровождению словами своих действий. Такие дидактические игры, как «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и др. использовала для развития у детей внимания, памяти, мышления.

В процессе реализации раздела «Величина» образовательной области «Элементарные математические представления» у детей старшей группы развивала умения сравнивать, сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте, толщине и правильно отражать эти умения в речи. Развивала у детей умение строить сериационные ряды (по одному-трем признакам одновременно) и словами описывать отношения по величине между элементами этих рядов. Закрепляла эти представления с помощью таких игр, как «Кто быстрее подберет коробки», «Палочки в ряд» и др.

В старшей группе происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями. Новая задача – формировать умение ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Формирование пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста успешно осуществляется в том случае, если ребенок полностью оказывается перед необходимостью пользоваться ими в дидактических игра х «Разговор по телефону», «Художники» и др.

В процессе реализации раздела «Геометрические фигуры и форма предметов» образовательной области «Элементарные математические представления» формировала представления о четырехугольнике. Наиболее ценным для умственного развития детей является формирование этого обобщения на основе обследования моделей фигуры, сопоставляя её с другими, выделяя существенные признаки данной фигуры. Дети умеют объединять в группу четырехугольника знакомые: квадрат, прямоугольник, знают, почему они называются четырехугольниками. Для закрепления представлений о геометрических фигурах использовала дидактические игры «Геометрическая мозаика», «Нарисуй в воздухе», «Посмотри вокруг», «Сравни фигуры» и др. Применение данных дидактических игр способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста памяти, внимания, мышления.

Дидактическая игра на ориентировку во времени «Дни недели» знакомит детей с днями недели. Объясняла, что у каждого дня недели есть свое название. Для того чтобы дети лучше ориентировались в названиях дней недели, их обозначают разноцветными кружочками. Рассказывала детям о том, что в названии дней недели звучит, какой день недели по счету: понедельник — первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда — середина недели, четверг — четвертый день, пятница — пятый. После проведения такой беседы детям предлагала поиграть в игры для того, чтобы закрепить представления о днях недели и их последовательности. Можно поиграть в игру «Живая неделя». Цель этой игры: закреплять названия дней недели, их последовательность; развивать внимание.  Затем игру можно усложнить. Дети начинают построение с любого другого дня недели. В дальнейшем применяла следующие игры: «Назови скорее», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев» «Назови пропущенное слово» и др., которые помогли детям дошкольного возраста быстрее запомнить название дней недели, названия месяцев и их последовательность.

Таким образом, дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста содержат большие возможности для расширения и закрепления представлений о количестве и счете, величине, геометрических фигурах и формах предметов, пространственных и временных отношениях.

Использование дидактических игр по формированию элементарных математических представлений способствует развитию познавательного интереса, психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Содействуют воспитанию чувства уверенности в себе, комфортности в окружающем.

1.Учебная программа дошкольного образования/ Министерство образования Республики Беларусь. –Минск : Нац. ин­т образования, 2019. – 480 с.

Добавить комментарий