Что можно сделать для развития речи ребенка раннего возраста?

  1. С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – в человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.
  2. Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте крохе употреблять известные ему слова. Учите малыша играть в сюжетные игры, сопровождая их словесными комментариями.
  3. На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них. Интонационно выделяйте голосом новое для малыша слово.
  4. Читайте   ребенку книги, в которых есть иллюстрации. Учите кроху показывать вам картинки, которые вы называете и самого рассказывать о том, что на них нарисовано.
  5. Сделайте фотоальбом, иллюстрирующий различные действия вашего малыша. Разглядывая фотографии, просите малыша рассказать о том, что он видит.
  6. Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.
  7. Помните: при стимуляции раннего речевого развития ребенка надо придерживаться золотого правила: все то, что мы хотим, чтобы ребенок повторил за нами и научился сам произносить правильно, должно быть ему интересно, понятно и доступно в произношении на данном этапе.
  8. Не следует ругать ребенка за нежелание заниматься или неправильное выполнение задания: у него может сложиться негативное отношение к занятиям.

Вы можете воздействовать на продуктивность работы ребенка, поощряя  его словесно или призами за хорошую работу.

  1. В период от 2 до 3 лет занятия с ребенком должны проводиться в игровой форме, быть максимально насыщенными разнообразными игрушками, реальными предметами, картинками. Время одного занятия не должно превышать 15 минут, однако в день можно организовать 2-3 занятия.

 

Развитие громкости и высоты голоса, интонированности  речи в раннем возрасте        (1-3 лет)

Попросите ребенка вначале повторить за вами, а затем самостоятельно произнести отдельные звуки, слоги, слова: тихо — громко, высоко — низко (как говорят, например, маленькая собака и большой пес), ласково — сердито. Если малыш не справляется, рекомендуется начать работу с различения громкости, высоты и только затем интонированности звуков, проговариваемых вами.

Примерные упражнения:                                                                          

  • Громкость голоса.                                                                               

Объясните ребенку, что в зависимости от удаления объекта его голос слышится тише или громче; подберите картинки с изображением животных, насекомых, детей; предложите послушать голоса и угадать, близко или далеко они находятся. Предложите малышу самому произнести тихо и громко слоги, слова.

Совместите громкость голоса с движениями руки: тихо – рука внизу, громко – вверху. Потренируйте ребенка произносить гласные а, о, у …. под  движение вашей руки, постепенно повышая и понижая голос по мере ее поднятия и опускания.

  • Высота голоса.

Подражайте голосам животных и их детенышей. Повышайте и понижайте голос в соответствии с движением руки. «Лесенка» — покажите ребенку картинку, на которой нарисована лесенка. Объясните, чем выше мы будем подниматься, тем тоньше должен быть голос. Выберите слово или слог, которые будете поочередно произносить с ребенком (можно взять картинку с изображением животного или человека), и начинайте подъем.

  • Интонированность речи.

«Злюка» — подберите разнообразные картинки (мебель, посуда, одежда и т.д.), объясните малышу, что по речи можно определить настроение человека. Продемонстрируйте, как сердито называть предметы на картинках, попросите его повторить. Проведите аналогичную работу, произнося слова то ласково, то удивленно, то радостно и т.д.

«Путаница» — называя слова с различной интонацией, предложите ребенку угадать, какие эмоции вы хотели выразить, самому произнести слова с разной интонацией.

Работа над слоговой структурой слов в раннем возрасте (1-3 лет)

Слова должны быть знакомыми и понятными ребенку, а также сопровождаться наглядными пособиями (картинками, предметами). Не важно, как малыш произносит звуки. Важно соблюдает ли он слоговую структуру слов, повторяемых за вами, и правильно ли ставит ударение.

Обязательно соблюдайте этапы работы:

  • слова, состоящие из двух одинаковых слогов:мама, папа, дядя, няня, Тата, Ляля  и т. д.;
  • имена, состоящие из двух слогов, с ударением на первом:Ната, Нина, Катя, Оля и т. д.
  • односложные слова:мяч, суп, кот, дом, сок, нос и т.д. Необходимо следить за тем,  чтобы малыш «не проглатывал» последний звук в слове;
  • двухсложные слова с ударением на первом слоге:уши, осы, киса, каша, ноги и т. д.
  • двухсложные слова с ударением на втором слоге:нога, рука, вода, коза, лиса и т. д.
  • трехсложные слова с ударением на втором, первом, третьем слогах: собака, машина, корова, лопата; кубики, волосы, улица, лошади; самолет, молоко, голова, магазин.

Приемы работы:

Попросите ребенка:

  • повторить слово;
  • назвать слово по картинке;
  • проговорить слово с отбиванием ритма;
  • попробуйте «наращивать» слова – объясните ребенку, что вы будете начинать слово, а он должен закончить, а затем правильно повторить все слово целиком (хорошо, если во время игры на столе будут лежать картинки или предметы).

ИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ!

Добавить комментарий