С 3 –х лет наблюдается «пик любознательности», наибольшая численность вопросов в речи детей.
В дошкольном возрасте у детей на первый план выступают познавательные вопросы, направленные на получение информации о предметной и социальной действительности. Эти вопросы выходят за рамки ситуативной обусловленности, приобретают творческий, часто неожиданный с точки зрения взрослого характер. Любознательность ребенка носит столь широкий характер, что взрослым становится все труднее и труднее отвечать на детские вопросы о причине и времени.
Причины, по которым необходимо задавать вопросы:
- чтобы ребенок почувствовал свою значимость;
- чтобы понять потребности и желания ребенка;
- чтобы вовлечь ребенка в разговор;
- чтобы узнать возможные возражения.
Рекомендовано педагогу дошкольного образования соблюдать некоторые принципы партнерских отношений в общении — «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
Ребенок готов ответить на Ваши вопросы, если соблюдены следующие принципы:
- ВЫ задаете ребенку вопросы о нем самом (например, «Саша, какие у тебя дома есть электроприборы?»;
- ВЫ задаете понятные для ребенка вопросы;
- ВЫ задаете вопросы, не содержащие готового ответа, т.е. не навязываете своего мнения;
- ВЫ строите свои вопросы на предыдущем ответе ребенка.
Задавайте вопросы в нужном месте, в нужной форме и в нужное время.
Не превращайте выяснение потребностей ребенка в его допрос. Желательно задавать не более двух. |
ПОМНИТЕ!!!
Контролирует ситуацию не тот, кто больше говорит, а тот, кто задает больше удачных вопросов и лучше слушает!
Что делать, чтобы Ваше объяснение было понятно для ребенка:
- разбивайте речь на смысловые блоки;
- в конце каждого такого блока делайте паузу или уточняйте все ли понятно ребенку;
- делайте ударения на ключевые слова;
- говорите чуть медленней, чем обычно;
- если необходимо проводите аналогию с повседневной жизнью или предыдущим опытом ребенка, для объяснения сложных понятий;
- проявляйте терпение, если вас перебивают, акцентируя внимание на ключевых моментах вашего рассказа.
Существуют вопросы закрытые: (конвергентные)
Вопросы, на которые можно ответить однозначно «да» или «нет». Ответ — односложное (единичное) обозначение предмета или действия.
- Какой это цвет?
- Какая это форма?
- Как это называется?
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ
Вопросы, в формулировке которых содержаться варианты ответов. Используют для выбора альтернатив, для достижения большей определенности и получения согласия партнера. Например, Что нравится тебе больше груша или яблоко? ХВОСТАТЫЕ ВОПРОСЫ Вопросы с заранее запрограммированным ответом. Первая часть включает утверждение, с которым любой нормальный человек наверняка согласится. Вторая часть — это различные виды вопросительной связки – «Не так ли?», «Ты согласен?», «Правда?». Ты согласен, что утюг относится к электроприборам? |
|
ВОПРОСЫ ОТКРЫТЫЕ (дивергентные)
Вопросы, которые предполагают и активизируют полный, развернутый ответ. При развернутом ответе ребенок открывает новые стороны своей личности (эмоциональная окраска; развитие речи — словарный запас ребенка; развитие некоторых психических процессов; интерес к происходящему)
Что ты видишь?
Что ты заметил?
Что ты слышишь, чувствуешь?
Какая разница между…?
В чем сходство между …?
Как иначе можно…?
Как сделать так чтобы вы оба могли пользоваться кубиками одновременно?
Как вы пришли к решению поставить их вместе?
Как нам узнать, сколько…?
Какая картина вам больше всего нравиться?
Что случиться, если…?
Что нужно сделать, чтобы…?
Как ты сделал…?
Что еще ты бы мог бы…?
Внимание: Добиваться от ребят чёткого произношения слов, полных ответов (например, простым предложением «На картинке собака» или сложным «На картинке изображена большая собака, которая бежит»).
Если ребёнок неправильно произнёс звук, поправьте его тактично и повторите с группой детей.
Исправленная ошибка в течение 2 – 3 секунд продуктивна!!!