Консультация «Особенности развития эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью и задержкой психического развития (трудности в обучении)»

 

Особенности развития эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности

у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью и задержкой

психического развития (трудности в обучении)

Учитель-дефектолог Ника С.Р.

 

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ) – это органическое порциальное  (частичное) поражение коры головного мозга и (или) функциональная незрелость ЦНС.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ – стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением коры головного мозга.

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
ОЩУЩЕНИЕ, ВОСПРИЯТИЕ
— искаженно или не сформировано

— нарушена избирательность

— отличается меньшей дифференцированностью (часто путают графические сходные: буквы, цифры)

— характерна узость объема (выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, не видит важный материал)

— нарушена обобщенность (с трудом выделяет главное, не понимают внутренние связи между частями)

— значительно позже начинают различать цвета; испытывают трудности в различении оттенков

— страдает целостность восприятия

— замедлены процессы переработки информации

— общая пассивность восприятия (сложные задания подменяются легкими)

— отсутствие целенаправленности, планомерности в обследовании объекта

— нарушено восприятие предметности и структурности (затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, на схематических и контурных изображениях)

МЫШЛЕНИЕ
— снижение активности мыслительных процессов

— отмечается слабая регулирующая роль мышления

— характерна несформированность логических операций

— на протяжении жизни отставание наглядно-действенного, наглядно-образного мышления

— характерна некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу

— неравномерное развитие видов мышления: выражено отставание в развитии словесно-логического мышления

— нарушены динамические стороны мыслительных процессов

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
— характерно недоразвитие познавательных процессов (меньше испытывают потребности в познании)

— искажены представления об окружающем

— отсутствует учебная мотивация

— опыт крайне беден

— низкая познавательная деятельность

— избегают интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания

ВНИМАНИЕ
 слабость произвольного внимания выражается в:

малой устойчивости

 трудностях распределения

замедленной переключаемости

отсутствии концентрации на задании

отмечается:

неустойчивость внимания

сниженная концентрация

повышенная отвлекаемость

снижение распределение внимания

трудности в переключении с одного вида на другой

ПАМЯТЬ
— лучшее запоминание внешних, иногда случайных зрительно-воспринимаемых признаков

— с трудом осознают и запоминают внутренние логические связи

— свойственна эпизодичная забывчивость

— снижен объем запоминания

— более низкий уровень продуктивности

— лучшее запоминание чего-то яркого, интересного: наглядного, а не вербального

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА
— ведущими являются инстинкты

— характерно отсутствие контроля над настроением, не мотивируется смех или слезы

— эмоциональное развитие задержано (деткость)

— гиперактивность

— осознание эмоций и состояния людей, происходящих в большей степени в контексте общей ситуации, чем по выражению или по выразительным движениям

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ
— завышенная самооценка

— не является инициатором  «речевого общения»

— взаимодействует с детьми более младшего возраста

— является инициатором «речевого общения»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ
— характерно позднее появление активной речи

— отсутствует период словотворчества

— нет потребности в речевом общении

— не избирателен в контактах

— затруднено понимание сложных инструкций

— присутствует перестановка слогов в словах

— эхолалия

— не критичны к своему нарушению

— длительный этап коррекции, незначительная динамика по сравнению с ТО

— звукопроизношение нарушено незначительно, либо в норме

— пассивный словарь преобладает над активным

— в речи присутствуют негрубые формы аграмматизмов

— речь обеспечивает коммуникативную функцию, регулирует поведение

— положительная динамика во время коррекционной работы

 

 

Добавить комментарий