Методические посиделки для воспитателей

Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений.

План :

  1. Сообщение «Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников».
  2. Практическая работа с педагогами.
  3. Обсуждение, подведение итогов мероприятия.

Актуальность:

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе.

Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с Кодексом образования РБ  дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

  1. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3.Все психологические новообразования берут начало в игре.

4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

  1. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игры и игровые упражнения.

По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:

— игры с предметами

— настольно-печатные игры

— словесные игры

По характеру игровых действий дидактические игры делятся на:

игры-путешествия

игры-предположения

игры-поручения

игры-загадки

игры-беседы

подвижно-дидактические игры

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры путешествие во времени
  3. Игры на ориентирование в пространстве
  4. Игры с геометрическими фигурами
  5. Игры на определение величины

Домашнее задание: подобрать  комплекс подвижно- дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для разных возрастных групп.

Почему именно подвижно-дидактические игры и игровые упражнения?

В дошкольном возрасте необходимо  больше внимание уделять не только интеллектуальному, но  и физическому развитию детей.

  1. 1. Подвижно-дидактические  игрыи игровые упражнения с математическим содержанием  сочетают в себе взаимосвязь умственной и физической деятельности, принципы развивающего обучения.
  2. Они направлены на практическое овладение математическими знаниями.
  3. Двигательный аспект подвижной игры стимулирует закрепление математического материала.
  4. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природе подвижности.

Задачи, решаемые в процессе математических подвижных игр и игровых упражнений:

  1. Формирование познавательных способностей;
  2. Развитие двигательных способностей, психофизических качеств;
  3. Закрепление пройденного материала;
  4. Развитие мышления, речи, внимания, умений и навыков, памяти.

Сообщение хотелось бы закончить словами великого русского педагога Василия Александровича Сухомлинского:

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий.

Игра — это искра, зажигающая огонёк  пытливости и любознательности».

 

Добавить комментарий