Консультация «Профилактика нарушений счетной деятельности (дискалькулии) у детей с нарушениями речи»
Специфика патологии развития детей с речевыми нарушениями отражается на качестве усвоения ими математических знаний, приобретение умений и навыков.
В основе профилактики нарушений счетной деятельности лежит обучение математике в процессе игровой деятельности, которая постепенно переходит в образовательную. Огромное значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе.
Но как же запомнить графическое изображение цифр?
Очень часто бывает так, что ребенок прекрасно считает до 1 до 10, но самостоятельно найти цифру, изображенную на картинке, никак не может. Графический образ цифры для него — это сложное абстрактное понятие. Развитие абстрактного мышления не простой процесс, как считают детские психологи. И без помощи взрослых здесь не обойтись.
Очень часто дети путают цифры, немного похожие друг на друга, например 6 и 9, 8 и 3, 4 и 7. И эту проблему ни в коем случае нельзя упускать. Ребенку нужно помочь разобраться в таких сложных, для его восприятия, графических образах. Ему будет гораздо легче запомнить цифру, если он сможет найти её сходство с каким-нибудь предметом или животным: 2-лебедь, 8-очки.
Если подобрать интересные стихи о цифрах, то процесс запоминания будет еще более легким. Как помочь детям? Главное, не стоит сердиться на детей, если они не схватывают все «на лету». Это для взрослых все легко и просто, а для детей, только приступившим к овладению цифрами и счетом, все очень сложно. Любой педагог или детский психолог подтвердит, что самым действенным способом запоминания нового материала для детей послужат игровые занятия по математике: «Лепим цифры», «Рисование и аппликация цифр», «Шнуровка цифр»,
У большинства детей с нарушениями речи не сформировано произвольное внимание, здесь будет целесообразным использование логических игр: «Пропущенные цифры», «Цифры в кривом зеркале».
Математическая игра «Найди цифру»
Для этой игры потребуется:
- нарисованные (напечатанные) на бумаге цифры от 1 до 9
- рисунки, похожих на цифры, предметов.
Ребенок смотрит на рисунок и затем угадывает, какая же цифра в нем спряталась. Затем взрослый показывает цифру 2 и просит ребенка найти рисунок, похожий на эту цифру. Например:
Математическая игра «На что похожа цифра»
Взрослый спрашивает у ребенка, на какую цифру похожи очки, и он должен показать цифру 8.
Можно использовать готовые пособия. Например, «На что похожи цифры» Ольги Корнеевой или «Праздник числа» В. Волиной. В них размещены красочные иллюстрации и стихи-описания цифр.
Математическая игра «Угадай, что за цифра?»
Взрослый читает стихотворение, ребенок должен назвать цифру, о которой шла речь в стихотворении, а затем найти её и показать. Например:
По воде скользит едва,
Словно лебедь, цифра два.
Шею выгнула дугой,
Гонит волны за собой.
***
На горе четыре мыши
Перепутали все лыжи,
А ежи, четыре братца,
Помогли им разобраться!
***
Что за вишенка, дружок,
Кверху загнут стебелек?
Ты ее попробуй съесть,
Эта вишня — цифра …
Математическая игра «Картонные цифры»
Для этой игры надо будет заранее вырезать цифры из картона (можно использовать цифровые коврики из различных материалов). Ребенок закрывает глаза, берет одну картонную цифру и на ощупь угадывает, что же это за цифра.
Математическая игра «Угадай на ощупь»
Для игры необходимо приготовить тактильные дощечки с изображением цифр. Такие дощечки можно изготовить из желудей, бобов, каштанов, пуговиц, ткани, счетных палочек, тесьмы и т.д. Ребенок с закрытыми глазами ощупывает предложенную дощечку и отгадывает цифру.
Математическое упражнение «Выложи по порядку»
Это упражнение помогает запомнить числовой ряд и ориентироваться в нем. Ребенку предлагается разложить цифры по порядку от 0 до 9. Можно дать задания типа:
- какая цифра стоит за цифрой 5?
- перед цифрой 8?
- между цифрами 2 и 4?
- назови соседей.
Математическая игра «Что изменилось?»
Для этой игры можно использовать любой набор цифр. Играют парами. Детям предлагается выложить цифры слева направо в числовой ряд от 0 до 9. Затем один из игроков закрывает глаза, а другой в это время переставляет цифры в ряду. Открыв глаза, ребенок говорит, что изменилось. Если он правильно угадывает, то становится ведущим.
Математическая игра «Потерянные цифры»
На картоне печатаются цифры от 1 до 9. Затем каждая из них разрезается на две части. Ребенок должен их восстановить. Если для него это задание слишком легкое, его можно усложнить, разрезав цифры на 3, 4 или 6 частей.
Математическое упражнение «Что там на спинке»
Ребенку ведущий (взрослый или другой ребенок) рисует на спине пальцем цифру. Ребенок должен угадать, что же это за цифра.
Математическое упражнение 1
Материал: набор фигур — пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький), маленький красный квадрат.
Задание: «Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные — круги.)».
Математическое упражнение 2
Материал: набор из шести фигур разной формы.
Задание: «Одна из этих фигур лишняя. Найди ее. (Фигура 4.)». Детям этого возраста незнакомо понятие выпуклости, но они обычно всегда указывают на эту фигуру. Объяснять они могут так: «У нее угол ушел внутрь». Такое объяснение вполне подходит. «Чем похожи все остальные фигуры? (У них 4 угла, это четырехугольники.)».
Математическое упражнение 3
Материал: счетные палочки двух цветов.
Задание: «Возьми из коробки столько палочек, сколько у меня (две). Положи перед собой так же (вертикально рядом). Сколько палочек? (Две.) Какого цвета у тебя палочки (палочки в коробке двух цветов: красные и зеленые)? Сделай так, чтобы они были разного цвета. Какого цвета у тебя палочки? (Одна — красная, одна — зеленая.) Один да один. Сколько вместе? (Две.)».
Математическое упражнение 4
Материал: счетные палочки двух цветов.
Задание: «Возьми еще одну палочку и положи ее сверху. Сколько стало палочек? Сосчитаем. (Три.) На что похожа фигура? (На ворота, на букву «П».) Какие слова начинаются на «П»?»
Подготовила и провела учитель-дефектолог Ника С.Р.