Математическое развитие дошкольников может быть интегрировано с такими направлениями как социальное развитие, экономическое, речевое, физическое, художественно-эстетическое (междисциплинарная интеграция), а также может осуществляться и во взаимосвязи между отдельными составляющими разделов программы по элементарной математике (внутри дисциплинарная интеграция). В частности, З.А. Михайлова выделяет следующие ее направления: логико-математическое и экономическое развитие дошкольников, логико-математическое развитие и освоение краеведческих представлений дошкольникам, логико-математическое и речевое развитие дошкольников, логико-математическое и физическое развитие дошкольников, логико-математическое и художественно-эстетическое развитие дошкольников, логико-математическое и социально-личностное развитие дошкольников.
Математические представления (количественные, пространственные, временные, геометрически и величинные) являются средством математического развития, и их формирование представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Одним из показателей математического развития дошкольников являются особенности развития речи (усвоение математической терминологии). В рамках познавательно-речевого развития в образовательной области «Познавательное развитие » закладываются основы формирования элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, таким образом можно сказать, что осуществляется математическое развитие дошкольников.
В процессе развития математических представлений и речи активно используются дидактические игры и упражнения, литературные средства (сказки, стихи, малые фольклорные жанры и др.), то есть осуществляется интеграция художественного слова и математического содержания.
Игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, способствует развитию всех компонентов речи ребенка, в том числе и математической речи. В дидактических играх все ее участники обязательно соблюдают объективные правила, игра с правилами имеет окончание, определяемое выигрышем одного из участников, фиксирующим начало нового игрового цикла.
Использование дидактических игр, в том числе словесных, в процессе формирования математических представлений дает возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), и на этой основе развивать связную речи с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.
Словесные игры можно условно разделить на лексические, грамматические, а также игры, способствующие развитию связной речи. Лексические игры «Назови скорей», «Запомни изученное слово», «Цепочка слов», «Наоборот» и др. используются для расширения и пополнения активного словаря ребенка, дифференциации слов, обозначающих пространственно-временные представления. Так, словесная игра «Цепочка слов» используется для увеличения словарного запаса слов и развития памяти старших дошкольников. Детям предлагается запомнить тройки слов, которые воспитатель называет один раз: круг, треугольник, квадрат; больше, меньше, столько же; слева, справа, прямо; пятый, шестой, седьмой; вверху, внизу, между; наблюдай, считай, сравнивай. Педагог произносит только первое слово тройки, а второе и третье вспоминают и произносят дети. Анализируя ответы детей, следует обращать внимания на способ запоминания таких групп слов, которые связаны по смыслу. В играх с правилами продумываются различные варианты.
Грамматические словесные игры «Концовка», «Дополни предложение» и др. необходимы для правильного построения предложений и совершенствования логико-грамматических конструкций. Игра «Концовка» используется для развития речи детей, включения в активный словарь терминов «выше», «ниже», «толстый», «тонкий», «высокий», «низкий» и др. Сначала воспитатель произносит начало предложения, затем дети продолжают его (желательно подобрать иллюстрации, по которым будут задавать вопросы), например: «Если сосна выше, чем березы, то береза … (ниже сосны). Если ствол дуба толще ствола березы, то ствол березы … (тоньше ствола дуба)». Воспитатель предлагает закончить сочетания, используя слова «толстый», «тонкий», «круглый», «высокий», «низкий». Например, «колобок … (круглый), Буратино… (тонкий), дядя Степа… (высокий), мяч… (круглый), соломинка… (тонкая)».
Для развития устной речи используются дидактические игры «Когда это бывает?», «Путешествие в утро, день, вечер, ночь», «Составь загадку», «Чудесный мешочек», «Где мы побывали, что мы повидали» и др. Например, организуя игру «Составь загадку», с целью увеличения словарного запаса детей, развития умения описывать предмет, выделяя его характерные свойства. Здесь используется интеграция на уровне речевого творчества. То есть дети сочиняют математические загадки, для чего им потребуется выделить в них существенные свойства предмета и представить их в образной форме. Воспитатель показывает детям хорошо знакомую геометрическую фигуру (цифру). Коллективно выделяют его характерные признаки для составления загадки. Предмет прячут. Кто-то из ребят загадывает ведущему загадку. Ведущий по описанию узнает, какой предмет спрятан. Впоследствии загадку-описание дети составляют без помощи педагога.
Особо хочется сказать о речевых ошибках, к которым не следует привлекать внимание детей, а нужно корректно их исправлять, не передразнивая и не высмеивая дошкольника, потому что это может спровоцировать снижение речевой активности, замкнутость, отрицательное отношение к обучению в целом. В образовательном процессе учреждения образования следует максимально мобилизовать внимание отвечающего с установкой на грамотную, четкую речь. Анализ происхождения речевых ошибок показал, что чаще всего это отсутствие в активном словаре терминов или неточное, ошибочное их употребление; некорректное построение предложений, высказываний, рассуждений; однословность или, наоборот, многословие и др.
Разнообразные дидактические игры, в том числе и словесные, несомненно, способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствуют чёткое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить логико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом в соответствии с возрастом.
Таким образом, математика предоставляет вдумчивому педагогу большие возможности для автоматизации поставленных звуков, для обогащения лексики не только за счет накопления словаря, но и за счет практического овладения навыками, а также развития грамматического строя речи и связной речи в целом. Реализация интеграции в логико-математическом развитии дошкольника успешно осуществляется не только в повседневных видах детской деятельности, занятиях, но и в познавательно-игровой деятельности, направленной на систематизацию, уточнение представлений, знаний и умений, расширение области их применения. Такая деятельность реализуется в дидактических играх с математическим содержанием.
Дети в непринужденной форме закрепляют математические понятия и термины. Именно поэтому, дидактическая игра поможет ребенку овладеть в легкой, непринужденной форме логико-математическими представлениями. Их можно использовать во всех формах работы по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста: занятиях; в режимных моментах; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно в самостоятельной деятельности.
Успешное логико-математическое развитие ребенка не может обойтись без развития речи, в том числе и математической, так как непосредственно образовательная математическая деятельность сопровождается речью педагога и воспитанника. Дети должны правильно отвечать на поставленные вопросы простыми и распространёнными предложениями, используя в своей речи предлоги, местоимения и математические понятия, уметь правильно объяснить правила игры и т.д.
Литература:
- Белошистая А.В.Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования (математика): Автореф. дис. … докт. пед. наук. – М., 2003.
- Варфоломеева С. В.Усиление общеобразовательной функции обучения математике на основе использования ее взаимосвязи с языковыми дисциплинами: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1988.
- Еникеев М.И.Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
- Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ /под ред.О.В. Дыбиной. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Лазарева М.В.Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях (Методологический анализ): Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 2010.
- Михайлова З.А.Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. – СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2008.
- Свободная энциклопедия «Википедия». URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
- Соловьева Е.В.Математика и логика для дошкольников. – М.: Просвещение, 2000.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников ?под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
- Худяков В.Н.Организационно-педагогические проблемы формирования математической культуры у учащихся профессиональных учебных заведений. – Челябинск: Челяб. фил. ин-та проф. образования, 1994.
- Щербакова Е И.Методика обучения математике в детском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.