Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех видах музыкальной деятельности. И, вне всякого сомнения, каждый из этих видов развивает речь детей. А такие понятия как темп, ритм, тембр, динамика присущи как речи, так и музыке.
На музыкальных занятиях происходит расширение кругозора, активное обогащение словарного запаса детей: дети узнают и называют музыкальные произведения, песни, игры, музыкальные инструменты, фамилии, имена композиторов. Давая характеристику музыкальному произведению, расширяют словарь синонимов, сравнивая – используют словарь антонимов.
Все вы знаете, что пение давно используется как одно из средств реабилитации при различных нарушениях речи: невнятном произношении, проглатывании окончаний слов, при заикании. Многие дети говорят недостаточно ясно и активно, зажимают нижнюю челюсть.
Условно, обучение пению проходит с трех сторон: это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса. В работе над дыханием важно сформировать представление о правильном вдохе и выдохе, для этого можно использовать игру «Понюхай цветочек». Дети будут стараться нежно нюхать цветочек, в то время как правильное дыхание начнет формироваться. В работе над дикцией полезно проговаривать текст не вслух, а только губами, начиная с медленного темпа, но постепенно ускоряясь. Это упражнение позволит детям следить за правильностью положения губ и точнее воспроизводить текст песни. И, третья сторона в процессе обучения пению — это постановка певческого голоса дошкольника, в которой решаются речевые задачи:
- совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;
- культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;
- формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;
- развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность и к речевым интонациям.
Развитие музыкального слуха и певческого голоса требует чистоты интонации, что также способствует формированию интонационной выразительности речи.
Прибаутки, попевки, скороговорки, пропевание на выдохе слогов: «да-да-да», «та-та-та», «ля-ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» – лучшие упражнения для артикуляционного аппарата, способствующие автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Исполняя разнообразные попевки, дети развивают фонематический слух, («Бубенчики» Е. Тиличеевой, различая три фонемы (и-а-о) в слогах «дин-дан-дон», ориентируясь на высоту звука в мажорном трезвучии).
Формируя чёткую дикцию, можно предложить спеть:
- скороговорку «Не по шоссе, а около катилось [О] и охало» на одной – двух ступенях;
- чистоговорку «Мама мыла Милу с мылом, Мила мыло не любила», «Мама мыла Милу с мылом, Миле в глаз попало мыло»
Определяем, что наиболее часто повторяются сонорные согласные [м] и [л], которые «пропеваются» утрированно.
Это упражнение ещё полезно и тем, что, благодаря повторяющимся слогам «ма», «ми», «мы», «ла», закрепляются звуки [а] и [и] на высокой позиции.
Использование в упражнениях и играх восклицания: «ой», «ох», «ах», «ух» поможет естественному, без напряжения пению первого звука, тона.
Полезно предложить детям петь «как медвежата», «как зайчики», «как мышки». Это поможет им познакомиться с тремя основными регистрами, лучше овладеть различными тембрами голоса.
Знакомство детей с песнями, музыкальными пьесами позволяет расширить представления детей о различных явлениях действительности и способствует расширению словарного запаса. При многократном прослушивании произведений дети узнают их, характеризуют, сравнивают. Таким образом, музыка способствует речевому развитию детей.
Пропевание, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Кроме того, стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», эта фраза принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Связь мелкой моторики и интеллектуального развития, речи была отмечена многими педагогами и психологами. Связав музыку, речь и мелкую моторику Е. Железнова и С. Железнов разработали комплекс упражнений по развитию мелкой моторики под музыку: «С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух. Образная, яркая, весёлая музыка способствует развитию у детей музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма, а также создаёт благоприятную атмосферу для занятий. Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует развитию речи и помогает дошкольникам подготовить руку к письму».
Игра на детских музыкальных инструментах способствует не только развитию у дошкольников мелкой моторики, но и мелодического слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Дети начинают подбирать мелодии на слух, что активизирует их речь, так как речевой слух составляет основы слуха музыкального.
Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует речевому развитию речи.