Игру как явление не оставили без внимания многие отечественные и западные педагоги и психологи. Использование игры для решения различных педагогических задач способствовало развитию как её формы, так и содержания. Признавая влияние игры на развитие психических новообразований и на всестороннее развитие личности ребёнка, те и другие подчёркивали, что возможность играть для детей очень важна.
Специалисты отмечают, что игра в определённой мере является одним из способов познания окружающего мира, особенно тогда, когда дети используют игру как отражение действительности. Игра, как указывал профессор А.В. Запорожец, возникает не самопроизвольно, как продукт индивидуального творчества, а под влиянием и в результате усвоения социального опыта. Ребёнок, как и взрослый человек, – существо общественное. Он живёт и воспитывается в обществе своих родителей, сверстников, в окружении работников детского сада и т.д. Так постепенно формируется личность. Необходимо отметить, что окружающая среда, в которой развивается ребёнок, не сводится только к природной сфере, она включает в себя и производственную сферу, и отношения между людьми. Ребёнок узнаёт об окружающем мире посредством чувственного восприятия и через определённые источники информации (взрослые, старшие дети, сверстники, литература, СМИ и т.д.). Маленький ребёнок является своего рода носителем определённых биофизических компонентов, которые, с одной стороны, делают его частью природы, а с другой – отличают его от других живых существ, находящихся в природе и социуме.
Следует отметить, что между тем, каков мир на самом деле, и тем, каким воспринимает его ребёнок, существует некоторое различие. Правильно понять окружающую действительность (природную и социальную) ребёнку в учебно-воспитательном процессе через определённые формы работы с ним поможет педагог. Впечатления, полученные детьми, создают не только базу для развития и формирования правильных представлений, но и являются определённой почвой для проведения совместных игр. В повседневной работе дидактическая игра используется как средство ознакомления и уточнения представлений о природной среде и шире – как средство ознакомления детей с социальным миром. Обеспечить правильное, безболезненное усвоение детьми общественного опыта помогут игры, подготовленные педагогом с учётом всех требований, предъявляемых к их проведению. В процессе игры в смоделированных педагогом ситуациях ребёнку легче спланировать свою деятельность и усвоить норму поведения в окружающем мире.
Воспитывающий характер игры повышается в результате обогащения детей знаниями, то есть в процессе воспитательно-образовательной работы. М. Горький считал, что «воспитание ставит перед собой три цели: насыщение ребенка представлениями о нём самом и о мире, окружающем его; формирование характера и развитие воли; формирование и развитие способностей». Игра является своего рода деятельностью, которая может решить данные задачи, ведь в игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. При этом происходит взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений между детьми.
На современном этапе развития общества требуется новый тип личности, обладающей глубокими знаниями об окружающем мире, умеющей выбирать правильное поведение, здоровый образ жизни. Поведение каждого ребенка связано с объёмом полученных представлений, имеющихся у него. В воспитании подрастающего поколения именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем не только природном, но и социальном мире.
Планируя содержание дидактической игры по ознакомлению детей с социальной действительностью, педагог прежде всего должен создать условия, при которых будет происходить воздействие на интеллектуальное, нравственно-волевое развитие ребёнка и формирование его эмоционально-положительного отношения к окружающему. Например, содержание дидактической игры «Поступи правильно» направлено на формирование у ребёнка представлений о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.
Неотъемлемую часть ознакомления с социумом составляют дидактические игры, содержание которых связано с профессиями людей (например, игра «Карта профессий»).
Для получения положительного результата, необходимо продумать содержание игр для каждого направления воспитательно-образовательной работы с детьми. Включать игру в ту или иную форму занятия можно неоднократно. При этом в содержание уже известных детям игр нужно вносить новые элементы.
Следует отметить, что на развитие познавательной активности детей влияет не только постепенное усложнение игр с точки зрения познавательных задач, содержания, игровых действий, правил, но и то, какое количество наглядного материала используется. Оно может как возрастать, так и убывать.
Содержание дидактических игр, проводимых педагогом с детьми, должно соответствовать временам года, ведь с изменениями, происходящими в природе, происходят изменения и в мире людей начиная с одежды и заканчивая деятельностью людей, характерной для того или иного сезона.
В каждый сезон детям необходимо знакомство с такими дидактическими играми, благодаря которым они осознают красоту данного времени года, его благотворное влияние на деятельность человека (люди создают живописные картины, музыку, стихи и т.д.).
Важны дидактические игры по отработке терминологии. Например, нужно отработать термины, связанные со строением растения (корень, стебель, листья и т.д.).
Дидактические игры, правильно используемые в учебно-воспитательном процессе, – это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой – своеобразная практическая деятельность ребёнка по освоению окружающей действительности.
Список используемой литературы:
- Артёмова Л.А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.А.Артёмова – М.,Просвещение 1992.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К.Бондаренко– М., 1985.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н.Николаева – М., 1999.