Семинар-практикум для воспитателей «Учите детей любить природу»

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности.

Задачи.

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные);
  2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
  3. Развивать познавательный интерес у педагогов;
  4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума.

  1. Экологический тренинг для педагогов.
  2. Представление названия команды.
  3. Разминка.
  4. Блиц – конкурс.
  5. Решение экологических  задач.
  6. Творческий конкурс (сочинение экологической сказки).
  7. Итоги.

Ход семинара.

Ведущий: — Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего учреждения образования.

Проводится тренинг:

Предлагаю сначала закрыть глаза и представить зимний лес, деревья покрытые белым серебром, легкая поземка, елочка в снегу ( какие ассоциации и чувства появляются у вас при представлении данной картинки). Высказывания участников.

Ведущий предлагает представить команды участников (названия на экологическую тематику).

Ведущий: — Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

Разминка.

  • И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (Ответы педагогов).

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

  • Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
  • Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
  • Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

(Воспитатель, являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе стала совместная деятельность взрослого и ребенка).

  • Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

(Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного, свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой).

  • Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т.п.)

  • Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
    (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
  • Что должно быть в уголке природы?
    (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
  • Что должно быть на участке детского сада?
    (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
  • Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.)
  • Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  • Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование.)
  • Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
  • Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников.  (Наблюдение.)
  • Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. (Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

Ведущий: — У вас есть карточки с заданием.  Попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

  • наличие как можно большего числа видов растений и животных;
  • наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
  • обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
  • безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);
  • обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
  • обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
  • обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Ведущий: — Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Ведущий: — Предлагаю вам небольшой блиц-конкурс «Предсказание погоды животными и растениями». Вы должны вспомнить и перечислить народные приметы о явлениях природы ( участники по очереди называют приметы), например

  • — Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
  • — Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
  • — Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
  • — Если утром роса – (к жаркому дню).
  • — Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
  • — Ворона кричит зимой – (к метели).
  • — Лягушки квакают – (к дождю).
  • — Воробьи в пыли купаются – (к дождю).

Ведущий подводит итоги.

Ведущий: Законы природы складывались тысячелетиями, и люди, нарушающие их, наносят непоправимый вред. Безрассудное поведение человека, неуважение к обитателям природы приводят нарушениям экологического равновесия, а иногда и к экологическим катастрофам. Перед обществом возникла задача о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Усиление экологического воспитания – важный залог появления настоящего гражданина в будущем. Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно.

Я предлагаю вам решить экологические задачи, обосновать свои выводы. Каждая команда должна решить следующую экологическую  ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

Экологические задачи

Петя с мамой отправились в лес за грибами

-Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу ее поймать. Пусть она поживет у нас дома.

-Нет, этого делать нельзя – сказала мама.

Вопрос: почему она так ответила.

(Мама не разрешила потому, что знала это был птенец, который учился летать. В неволе он погибнет)

— Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.

-Давай поймаем ее, — попросил Витя

-Нельзя ловить бабочек, -сказал Коля

-От них все равно никакой пользы нет – ответил Витя.

Вопрос: Кто из мальчиков был прав?

(ловить и уничтожать бабочек нельзя, это не только красивое, но и полезное насекомое, бабочка питается мелкими мошками. Убивая ненужных по нашему мнению, мы нарушаем экологическое равновесие).

Ведущий: — А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать загадки:

  1. Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (Солнце).
  2. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (Лед).
  3. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня…» (луна).
  4. Бежит по снегу, а следу нету. (Поземка).
  5. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (Роса).
  6. На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)
  7. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь).
  8. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (Вода).
  9. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (Тень).

10.Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (Родник).

  1. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу. (Листок).
  2. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (Ноябрь).
  3. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (Зима).
  4. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень).

15.Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (Туман).

Творческое задание.

Ведущий: — Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо придумать экологическую сказку на тему «Кому хорошо живется в лесу?» (команды выполняют задание в течение 5 минут). Подводятся итоги.

Заключение.

Ведущий: — На этом наш семинар-практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным и хотелось бы услышать ответ на вопрос: «Почему, на ваш взгляд, нужно заниматься экологическим воспитанием с дошкольного возраста?» (Потому что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нём.

Оцените степень своего участия в его работе и выставите на доску фишку соответствующего цвета:

— красную – «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах экологии»;

— желтую – «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»;

— зеленую – «Активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок».

Воспитатели выполняют задание.

Ваша самооценка показывает, что вопросы, затронутые на семинаре – практикуме, не оставили никого из вас равнодушными, способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии. Надеюсь, что он был для вас полезным и интересным. Вы освежили в памяти все об экологическом воспитании.

Желаю вам успехов в работе.

 ЛИТЕРАТУРА:

  1. Александрова Ю. Н., Ласкина Л. Д., Николаева Н. В. Юный эколог. / Ю.Н.Александрова, Л.Д.Ласкина, Н.В.Николаева. — Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Воронкевич О.А.Добро пожаловать в экологию./ О.А.Воронкевич. – СПб: «Детство — Пресс». 2003.
  3. Кондратьева Н.Н.» Мы» Программа экологического образования детей/ Н.Н.Кондратьева. – СПб: «Детство — Пресс». 2001.
  4. Лучич М. В. Детям о природе / М.В. Лучич. – Москва:2005.
  5. Молодова Л. М. Игровые экологические занятия с детьми / Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1996.
  6. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО, 2019.

 

 

Добавить комментарий