Теоретический семинар

Методы и приемы развития связной речи в специально организованной деятельности

Цель— повышение культуры речи детей и профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования.

Задачи:

— уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи детей дошкольного возраста и речи педагога;

— способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

План проведения семинара:

  1. Требования к качеству речи воспитателя
  2. Обсуждение, методов развития речи детей
  3.  Рефлексия.

Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения

             Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

Среди требований к речи педагога выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в учреждении образования.

Методы речевого развития детей

Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются какнепосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

Совокупность методов речевого развития детей предполагает:

  • владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой культуры как предпосылки обучения грамоте.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает: создание развивающей предметно-пространственной среды.

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда — это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности.

Предметно — развивающая среда-это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Развитие речи посредством художественной литературы

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.

Развитие речи средствами дидактической игры

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Экскурсии как метод развития речи детей

Экскурсия [лат. excursio – поездка] – одна из форм  образовательно – воспитательной работы с детьми; дает возможность изучить предметы или явления в естественной обстановке.

Целью экскурсий является, уточнение и обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, развитие связной речи детей, расширение представлений детей об окружающем мире. Развитие любознательности и наблюдательности.

Сюжетно-ролевая игра

Оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.

Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Сюжетно-ролевая игра способствует:

— закреплению навыков пользования инициативной речью,

— совершенствованию разговорной речи,

— обогащению словаря,

-формированию грамматического строя языка и т. д.

Театрализованная деятельность

Делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения , развивается речь детей, появляется возможность к самореализации.

Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развивается логичность мышления. К пяти годам дети легко обыгрывают русские народные сказки, рассказы писателей, стихи, пробуют складывать стихи.

Пальчики

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Пальчиковая гимнастика:
-Способствует овладению навыками мелкой моторики;
-Помогает развивать речь ребенка;
-Повышает работоспособность коры головного мозга;
-Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
-Снимает тревожность.

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики два взаимосвязанных неразрывных процесса.

Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

  • игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.);
  • пальчиковые игры;
  • лепка;
  • массаж пальцев и кистей;
  • пирамидки;
  • игрушки – шнуровки;
  • Кубики
  • сухой бассейн.

Художественное творчество — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности дети учатся анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.

Прогулка — это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

Подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения.

Во время игры педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.

Использование информационно – коммуникативных технологий

Применение компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей.

Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыки.

Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха. Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.

Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук, произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.

Работа с родителями

Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.

Рефлексия.  «Солнце и туча».  

Если Вам понравился  семинар, вы повысили свою профессиональную компетентность воспитателя дошкольного образования, то приклейте лучик к весёлому солнышку. Если не понравился, то к грустной тучке капельку.

Обсуждение семинара  с коллегами.

 

 

Добавить комментарий