Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.
В настоящее время стало актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно — моральных качеств и прежде всего чувства любви к родному краю, к своему Отечеству. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Перед нами стоит важная задача:
организовать творческую, продуктивную, игровую деятельности детей, в которых ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям ежедневно и по необходимости.
Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребенка. Развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Прежде всего необходимо поставить перед собой задачу не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее созидании. Но для решения этой задачи важно прежде всего умение самого воспитателя ценить и любить родную природу, находить прекрасное и в ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне. Особенно очень важно убедить родителей продолжать начатую работу в детском саду по бережному отношению ко всему живому.
Особое место в формировании любви к своей малой Родине отводится экскурсиям. На экскурсии дети знакомятся с достопримечательностью места где родился, обогащают представления о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети активно общаются между собой и взрослыми. Познавательный интерес отражается в играх и в других видах творческой деятельности детей. Учебной программой дошкольного образования предусмотрены экскурсии и целевые прогулки. Их назначение — ознакомление с трудом взрослых, с объектами ближнего окружения (школа, библиотека, магазин, почта и т.д.). Так же большое место отведено знакомству детей с природой и родным агрогородком, деревней.
ЦЕЛЬ работы педагогов детского сада: дать детям элементарные научные представления о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, формировать умение видеть в обыденном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам.
Начиная работу с детьми по теме «Воспитание основ нравственности у детей дошкольного возраста через привитие любви к природе», необходимо:
— познакомить детей с природой родного края, её характерными особенностями;
— формировать умение определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках;
— развивать умение видеть и понимать ее красоту;
— воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края;
— воспитывать эмоционально — положительное, бережное отношение к природе.
Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектом, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Дети больше интересуются животными, чем растениями. Их привлекает то, что животные двигаются, издают звуки, реагируют на взаимодействие с ними.
Растения интересуют их меньше и скорей всего с практической точки зрения. Хорошим средством привлечения внимания дошкольников к растениям являются сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, загадки, которые хорошо и органично входят в жизнь ребенка. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети приобщаются к красоте русского, белорусского слова, чувствуют принадлежность к культуре своего народа.
К работе по экологическому воспитанию активно привлекаются родители воспитанников: организуются выставки совместного творчества детей и родителей, персональные выставки, способствуя тем самым индивидуализации обучения.
В процессе работы используются различные формы и методы знакомства детей с родным краем. Они разнообразны: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация мультимедийных презентаций), практические (игра, труд, опыты), словесный (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы). Необходимо использовать все методы и приемы, но наиболее эффективным, доступным и интересным является наблюдения за объектами природы в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки.
Свои впечатления дети отражают в рисунках, составляют описательные рассказы об увиденном. Например, во время прогулки на участке детского сада дети весной наблюдают за птицами и эти впечатления могут передать в своих рисунках.
Вывод:
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Понимание Родины у воспитанников связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Сформировать умение чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагога. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души, его гражданской позиции.