Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений.
План :
- Сообщение «Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников».
- Практическая работа с педагогами.
- Обсуждение, подведение итогов мероприятия.
Актуальность:
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе.
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с Кодексом образования РБ дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
- Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
3.Все психологические новообразования берут начало в игре.
4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
- Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игры и игровые упражнения.
По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:
— игры с предметами
— настольно-печатные игры
— словесные игры
По характеру игровых действий дидактические игры делятся на:
игры-путешествия
игры-предположения
игры-поручения
игры-загадки
игры-беседы
подвижно-дидактические игры
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
- Игры с цифрами и числами
- Игры путешествие во времени
- Игры на ориентирование в пространстве
- Игры с геометрическими фигурами
- Игры на определение величины
Домашнее задание: подобрать комплекс подвижно- дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для разных возрастных групп.
Почему именно подвижно-дидактические игры и игровые упражнения?
В дошкольном возрасте необходимо больше внимание уделять не только интеллектуальному, но и физическому развитию детей.
- 1. Подвижно-дидактические игрыи игровые упражнения с математическим содержанием сочетают в себе взаимосвязь умственной и физической деятельности, принципы развивающего обучения.
- Они направлены на практическое овладение математическими знаниями.
- Двигательный аспект подвижной игры стимулирует закрепление математического материала.
- Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность дошкольника в природе подвижности.
Задачи, решаемые в процессе математических подвижных игр и игровых упражнений:
- Формирование познавательных способностей;
- Развитие двигательных способностей, психофизических качеств;
- Закрепление пройденного материала;
- Развитие мышления, речи, внимания, умений и навыков, памяти.
Сообщение хотелось бы закончить словами великого русского педагога Василия Александровича Сухомлинского:
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий.
Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».