Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности.
Задачи.
- Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и неживой природы, растения, животные);
- Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
- Развивать познавательный интерес у педагогов;
- Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.
План семинара-практикума.
- Экологический тренинг для педагогов.
- Представление названия команды.
- Разминка.
- Блиц – конкурс.
- Решение экологических задач.
- Творческий конкурс (сочинение экологической сказки).
- Итоги.
Ход семинара.
Ведущий: — Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего учреждения образования.
Проводится тренинг:
Предлагаю сначала закрыть глаза и представить зимний лес, деревья покрытые белым серебром, легкая поземка, елочка в снегу ( какие ассоциации и чувства появляются у вас при представлении данной картинки). Высказывания участников.
Ведущий предлагает представить команды участников (названия на экологическую тематику).
Ведущий: — Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.
Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.
Третья задача – формирование у детей любви к природе.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.
Разминка.
- И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (Ответы педагогов).
Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
- Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
- Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
- Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
(Воспитатель, являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе стала совместная деятельность взрослого и ребенка).
- Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?
(Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного, свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой).
- Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т.п.)
- Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
(Это: уголок природы в группе; участок детского сада.) - Что должно быть в уголке природы?
(Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.) - Что должно быть на участке детского сада?
(Деревья, кустарники, цветники, огород.) - Какие методы используются для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные.) - Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.) - Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра; элементарные опыты; моделирование.) - Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы) - Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
- Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. (Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).
Ведущий: — У вас есть карточки с заданием. Попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):
- наличие как можно большего числа видов растений и животных;
- наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
- обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
- безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);
- обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
- обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
- обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;
Ведущий: — Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.
И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.
Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.
Ведущий: — Предлагаю вам небольшой блиц-конкурс «Предсказание погоды животными и растениями». Вы должны вспомнить и перечислить народные приметы о явлениях природы ( участники по очереди называют приметы), например
- — Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
- — Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
- — Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
- — Если утром роса – (к жаркому дню).
- — Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
- — Ворона кричит зимой – (к метели).
- — Лягушки квакают – (к дождю).
- — Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
Ведущий подводит итоги.
Ведущий: Законы природы складывались тысячелетиями, и люди, нарушающие их, наносят непоправимый вред. Безрассудное поведение человека, неуважение к обитателям природы приводят нарушениям экологического равновесия, а иногда и к экологическим катастрофам. Перед обществом возникла задача о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Усиление экологического воспитания – важный залог появления настоящего гражданина в будущем. Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно.
Я предлагаю вам решить экологические задачи, обосновать свои выводы. Каждая команда должна решить следующую экологическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.
— Экологические задачи
Петя с мамой отправились в лес за грибами
-Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу ее поймать. Пусть она поживет у нас дома.
-Нет, этого делать нельзя – сказала мама.
Вопрос: почему она так ответила.
(Мама не разрешила потому, что знала это был птенец, который учился летать. В неволе он погибнет)
— Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.
-Давай поймаем ее, — попросил Витя
-Нельзя ловить бабочек, -сказал Коля
-От них все равно никакой пользы нет – ответил Витя.
Вопрос: Кто из мальчиков был прав?
(ловить и уничтожать бабочек нельзя, это не только красивое, но и полезное насекомое, бабочка питается мелкими мошками. Убивая ненужных по нашему мнению, мы нарушаем экологическое равновесие).
Ведущий: — А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать загадки:
- Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (Солнце).
- Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (Лед).
- Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня…» (луна).
- Бежит по снегу, а следу нету. (Поземка).
- Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. (Роса).
- На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо)
- Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь).
- Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (Вода).
- Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (Тень).
10.Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (Родник).
- Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу. (Листок).
- Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (Ноябрь).
- Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (Зима).
- Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень).
15.Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (Туман).
Творческое задание.
Ведущий: — Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо придумать экологическую сказку на тему «Кому хорошо живется в лесу?» (команды выполняют задание в течение 5 минут). Подводятся итоги.
Заключение.
Ведущий: — На этом наш семинар-практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным и хотелось бы услышать ответ на вопрос: «Почему, на ваш взгляд, нужно заниматься экологическим воспитанием с дошкольного возраста?» (Потому что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нём.
Оцените степень своего участия в его работе и выставите на доску фишку соответствующего цвета:
— красную – «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах экологии»;
— желтую – «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»;
— зеленую – «Активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок».
Воспитатели выполняют задание.
Ваша самооценка показывает, что вопросы, затронутые на семинаре – практикуме, не оставили никого из вас равнодушными, способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии. Надеюсь, что он был для вас полезным и интересным. Вы освежили в памяти все об экологическом воспитании.
Желаю вам успехов в работе.
ЛИТЕРАТУРА:
- Александрова Ю. Н., Ласкина Л. Д., Николаева Н. В. Юный эколог. / Ю.Н.Александрова, Л.Д.Ласкина, Н.В.Николаева. — Волгоград: Учитель, 2010.
- Воронкевич О.А.Добро пожаловать в экологию./ О.А.Воронкевич. – СПб: «Детство — Пресс». 2003.
- Кондратьева Н.Н.» Мы» Программа экологического образования детей/ Н.Н.Кондратьева. – СПб: «Детство — Пресс». 2001.
- Лучич М. В. Детям о природе / М.В. Лучич. – Москва:2005.
- Молодова Л. М. Игровые экологические занятия с детьми / Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1996.
- Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО, 2019.