Семинар-практикум

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМАМ РИСОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

В начале учебного года занятия проводятся по подгруппам. В этой группе нет строгой регламентации конца занятия (если ребенок нарисовал или не хочет рисовать воспитатель разрешает этому ребенку выйти из-за стола).

Во второй половине года дети занимаются охотно, уже усвоили определенные требования и правила, можно практиковать проведение занятий одновременно всей группой (учитывая тематику занятия).

При проведении занятий в первой младшей группе нельзя предъявлять всем одинаковые требования. Главное – воспитать интерес к изобразительной деятельности, желание испробовать свои силы, привить навыки определенного поведения в процессе занятия и обращения с материалом.

Уже с первых занятий необходимо приучать детей сидеть прямо, не слишком наклоняться над столом, рисовать правой рукой (или левой, в зависимости от физиологических особенностей ребенка), левой (правой) придерживать лист бумаги.

В этом возрасте необходимо учитывать большую эмоциональную возбужденность детей. Указания на занятиях формулировать в виде предложения, а не категорического требования ( например: елка стоит грустная, давайте ее украсим огоньками и воспитатель показывает как взять кисточку, как обмакнуть кисть в краску, как прикладывая ее всем ворсом к бумаге получить яркие огоньки – мазки).

Первое занятие рисованием начинается со знакомства с бумагой и карандашом – детям дают один карандаш ( карандашом можно производить различные действия: бумага была чистой – карандаш оставил след). Формировать у детей технические навыки (держать карандаш тремя пальцами), умение правильно делать нажим карандашом.

В младшем дошкольном возрасте обучение рисованию должно идти от образа предмета, а не от овладения навыком, образное начало должно быть ведущим для ребенка во всем процессе рисования( предложить детям нарисовать как наматывается ниточка в клубочек, дым идет из трубы).

Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка начатого воспитателем ( ниточки к шарам, стебли к цветкам – дети рисуют сверху вниз). Нарисованная часть предмета определяет направление линии, длина которой может быть различной. Рисовальным движениям малыша следует придавать образный характер, предлагая нарисовать ручеек, длинную дорожку,  дождь.

Более сложным является овладение округлых линий и замкнутых форм, что требует умения подчинять руку точному движению и контролю зрения.В изображении округлых форм от детей  не требуется передача правильного круга, хотя они рисуют мячи, шары. Под округлой формой понимается изображение приближающееся к кругу(овалы, неопределенные формы, образованные замкнутой линией, не имеющей углов).

После 3-4 занятий,  на которых дети рисуют карандашом, можно перейти к рисованию красками. На первом занятии необходимо детям показать, как правильно держать кисть (тремя пальцами выше железного наконечника), дать краску одного цвета, чтобы сосредоточить внимание детей на способах работы с кистью и пользования краской (обмакивать всем ворсом в краску, отжимать лишнюю краску на ворсе кисточки и рисовать). Когда дети овладеют действиями с кистью и краской на стол можно ставить 2 краски

( детям дают две кисточки) , а в концу года краски 3  цветов ( ставят непроливайки с водой, формируют умение у детей промывать кисть).

Когда дети овладеют приемами рисования, надо предоставлять им возможность пользоваться этими приемами самостоятельно.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Во второй младшей группе начинается отработка навыка сохранения направления движения по окружности и по прямой. Этого требует рисование предметов округлой формы, прямых линий и состоящих из них предметов прямолинейного контура, а также овладение закрашиванием изображений.

При обучении изображению предметов, состоящих из нескольких частей можно предложить детям нарисовать бусы, неваляшку, снеговика, цветы, шары на ниточках, цыпленка.

Рисование предметов прямоугольной формы требует своевременной остановки движений и изменения его направления под углом. Детям это сложно: они не могут вовремя остановиться, рисовать линию в другом направлении, округляют углы. Чтобы помочь детям освоить рисование прямоугольной формы, можно применить прием отдельного рисования каждой линии,например: сперва детям дается лист бумаги с нарисованной на нем горизонтальной линией и предлагается ребенку нарисовать стоящие в ряд кирпичики(ребенок проводит две линии сверху вниз до горизонтальной и соединяет их сверху получается кирпичик. На другом занятии горизонтальная линия будет изображать веревочку на которой висят флажки (от веревочки вниз проводятся две линии и соединяются, получается флажок). Чтобы дети освоили правильное движение необходимое при рисовании прямоугольных форм, необходимо учить их проведению линий с остановкой и поворотом руки на углах. Этому помогает слово воспитателя «остановились». Рисование флажка воспитатель сопровождает словесной регуляцией: верхняя линия слева на право, боковая- сверху вниз, нижняя – справа налево, боковая -снизу вверх.

Детей четвертого года жизни необходимо научить своевременной остановке движения руки, например, при рисовании лесенки длительность движения определяется величиной лестницы, длинной ступенек.

Предмет круглой формы можно рисовать слева направо и справа налево или двумя встречными дугами (в конце года).  Ребенку легче кисточкой рисовать линию сверху вниз, рука движется вниз, а кисточка за ней.

Закрашивание рисунка – сложное комплексное умение, требующее наложение штрихов при закрашивании в одном направлении, произвольной остановки руки в нужной точке, регуляции нажима на карандаш. Необходимо отрабатывать у детей различные движения, учитывая особенности закрашивания карандашом и кистью. При закрашивании рисунков  карандашами движение идет неотрывно  туда – обратно(сверху – вниз; слева – направо или наклонными линиями). При закрашивании краской линии ведут в одном направлении всякий раз начиная с одной стороны (сверху, слева), отрывно.

При первом изображении предмета воспитатель сам показывает прием рисования, затем может вызвать к доске ребенка для показа рисования, предлагает всем детям сделать движения в воздухе. При последующем изображении предметов такой же формы воспитатель опирается на приобретенный опыт детей, показа рисования предмета не делает, а предлагает детям рисовать самостоятельно после рассмотрения образца (снеговик, неваляшка, паровозик).

Каждое занятие должно быть эмоционально окрашено, дети не упражняются в рисовании, а создают образы предметов и явлений. Важно осуществлять индивидуальный подход к детям.

Освоение программы изображения для второй младшей группы требует многих технических навыков и умений:

-правильно держать карандаш, кисть; обмакивать кисть в краску, отжав одним движением лишнюю краску; промывать кисть в воде и просушить легким прикладыванием  ворса к салфетке. Необходимо научить детей определять центр сюжетной композиции (располагать рисунок на весь лист). В зависимости от формы изображающего предмета продумывать расположение листа (неваляшка –вертикально, тележка – горизонтально).

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Закрепляются умения правильно пользоваться карандашом и кистью, использовать в рисунке разные виды линий, способы рисования: традиционные- (предметное, декоративное, сюжетное), нетрадиционное (кляксография, монотипия, ладошками, пальчиками, и др.). Совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами (неотрывно туда-обратно (сверху-вниз, слева-направо), наклонно, не оставляя пробелов) и красками ( отрывно,  в одном направлении (сверху, слева).

Новым в обучении детей 4-5 лет является передача строения предмета с ритмично расположенными частями (снеговик из трех кругов, расположенных сверху вниз), елка (с ритмично расположенными ветвями с одной стороны – с другой стороны). Это дает возможность анализировать и сравнивать отдельные части между собой.

В этой группе вводится рисование человека («Девочка в шубе», «Снегурочка») дети передают в образе форму фигуры человека без изображения некоторых частей тела (ног).

Совершенствуются навыки композиционной  выразительности (размещение предметов и сюжетов рисунка на целом листе бумаги). Представления о свойствах цвета (смешивание красок). В средней группе вводится новый вид деятельности (декоративное и сюжетное рисование).

На занятиях по рисованию детям предоставляется больше самостоятельности, творчества. Воспитатель привлекает детей к способам показа рисования предметов,  к анализу готовых работ. Дежурные  подготавливают к занятию материал для рисования (краски, непроливайку, кисточки, карандаши, тряпочки и т.д.) на отдельный стол.

СТАРШАЯ ГРУППА

Обучение детей старшей группы направленно на совершенствование изобразительных умений, технических навыков рисования и развитие  способности создавать выразительные образы , используя различные средства изображения( точка, штрих, линия, мазок, тон, цвет). Увеличивается набор цветов, сочетание красок. В старшей группе кроме цветных карандашей дети используют простой карандаш для предварительной прорисовки основных частей объекта (предмета), например в рисовании фигуры человека. Совершенствуется  чувство цвета (создаются оттенки цветов), дети рисуют акварелью. Воспитатели продолжают формировать умения детей передавать форму предмета, его признаки, величину и положение частей, передачу несложных движений (Дети делают зарядку; Собака бежит, птицы летят). Дети рисуют по представлению те предметы, объекты, которые они не видели,  например (животных жарких стран), сказочных героев, сюжет прочитанного рассказа. Продолжают дежурить по подготовке занятия по рисованию.

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ

-Формировать умение изображать формы и строение предмета, передавать пропорциональное соотношение частей, изменения в связи с движениями ( птица летит, человек идет и др.).

— передавать характерные детали предмета, делающих изображение выразительным, образным (Жарптица, разные деревья и т.д.).

— передавать цвет предметов в соответствии с его содержанием и характером образа (деревья в разное время года, декоративное рисование и т.д.).

— развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами (восковые мелки, сангина и др.).

Используют на занятиях:Угольный карандаш – «ретушь» выглядит, как обыкновенный черный карандаш. Он позволяет получить более широкую линию матового бархатистого черного цвета. Этот карандаш очень хрупок, поэтому нужно учить детей рисовать им легко, без сильного нажима.

Сангина – короткие палочки – карандаши, завернутые в бумагу. Они бывают разнообразных оттенков коричневого цвета. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной ширины.

Фломастеры —  они должны использоваться наряду с другими материалами. Его применяют в разной изобразительной деятельности.

Восковые палочки — интересный материал для рисования. Очень хорошо подходит для рисования с детьми младшего дошкольного возраста. Особенностью является то, что они достаточно толстые, и сломать их тяжело. При их изготовлении используется растительная основа. Такие карандаши довольно мягкие, юным художникам почти не потребуется нажима для четкой и яркой линии, хватает их надолго. К тому же они не оставляют пятен, не липнут к рукам, не крошатся.

Мелки рисуют мягко и дают широкую фактурную линию.

Добавить комментарий