Первые шаги в удивительный мир мелодий и звуков могут повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка… Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами или неторопливыми напевами, — такой предстает перед ребенком музыка. Это волшебная сказка, играть в которую можно целый день, постигая все звуки мира. Отправляйтесь же в мир музыки вместе со своим малышом!
«Я хочу услышать музыку…»
Если вы желаете, чтобы ребенок рос внимательным, чутким ко всем новым знаниям и впечатлениям человеком, — учите его видеть красоту окружающего мира, находить в простом сложное, узнавать в старом новое. Лучше всего в этом может помочь знакомство с миром звуков. Отправляясь на очередную прогулку, расскажите малышу, что у каждого живого существа и явления в природе, у всего, что нас окружает, есть свой голос. Нужно только уметь его услышать. Как звонко поют птицы! Как задумчиво шелестит листва деревьев… Как сердится гром! Как грустят дождинки, тарабаня по стеклу… Каждому важно поделиться своим голосом. А наша задача — понять, что хочет сказать нам окружающий мир. Умение человека слушать и слышать — одно из главных умений в жизни. Не стоит им пренебрегать…
«Под музыку Вивальди…»
После того как ваш малыш научился различать звуки живой и неживой природы, перейдем к более сложному уроку. Будем учиться слушать музыку. Для начала подойдут русские народные песни и песни-потешки: «Калинка», «Андрей-воробей», «Ладушки»…
Главное на этом этапе — вызвать у ребенка эмоциональную отзывчивость на ту или иную мелодию. Второй этап — слушание детских песенок, таких как «Антошка», «Голубой вагон», «Белые кораблики» и т.д. Цель этого этапа — научить малыша соотносить текст песни с настроением мелодии, а также формировать у ребенка фонд знакомых и любимых песен. Для музыкального развития крохи это то же самое, что и формирование активного словарного запаса для развития речи. Теперь можно переходить к третьему, самому сложному этапу — слушанию классической музыки. Проще всего сделать это с помощью приема сюжетного слушания. Расскажите ребенку, что одна девочка забыла о своей старой кукле и долго с ней не играла. Кукла очень расстроилась и заболела. Она стала плакать и вздыхать. Предложите послушать запись пьесы П.И. Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома». Спросите малыша, грустная это мелодия или веселая, медленная или быстрая, тихая или громкая, сколько в ней частей. Через несколько дней еще раз послушайте эту же пьесу. А затем расскажите, что девочке стало жалко свою забытую куклу и она стала с ней снова играть. А кукла очень обрадовалась, сразу повеселела и выздоровела. Послушайте пьесу П.И. Чайковского «Новая кукла». Поговорите об этой пьесе, сравните ее с предыдущей мелодией. А потом вместе с крохой, еще раз слушая знакомые пьесы П.И. Чайковского, попробуйте нарисовать свое настроение. Для этого не нужно обладать хорошими художественными навыками — настроение можно выразить просто с помощью цветовых сочетаний, простых линий и фигур — кругов, волн и т.д. Эти несложные занятия помогут заинтересовать ребенка классической музыкой, сделают ее доступной детскому сознанию.
«Раз словечко, два словечко – будет песенка!»
Пение — не менее важная составляющая музыкального развития малыша. Кроме того, пение имеет еще и общий оздоровительный эффект. Ученые доказали, что люди, которые много поют для души, реже болеют простудами и заболеваниями верхних дыхательных путей. Однако не стоит сразу форсировать занятия вокалом с ребенком. Певческий аппарат детей — очень хрупок и требует к себе бережного обращения. Начинайте занятия с дыхательной гимнастики. Поиграйте с малышом в «самоварчик»: глубоко вдохните воздух, надуйте щеки и задержите дыхание. А затем начинайте потихоньку выпускать воздух небольшими толчками. Повторите упражнение, но теперь выпускайте воздух тонкой легкой струйкой. Наконец, тоненько погудите на выдохе — «самовар закипел». Теперь нужно немного распеться.
Запомните простую формулу распевок — диапазон нот равен возрасту ребенка. 3 – 4-летний малыш в состоянии свободно справляться с пением 3-4 нот первой октавы (чаще всего ре – соль). Несколько раз спойте с ребенком простую распевку: «Вверх по ноткам я бегу, вниз тихонечко иду». Только теперь, когда связки подготовлены, можно приступать непосредственно к пению. Вспомните свои любимые детские песенки, песни из мультфильмов, используйте для занятий аудио-и видеозаписи. Закрепить достигнутый результат лучше всего в процессе игры. С помощью караоке устройте для малыша викторину «Угадай мелодию» — включите запись без слов и предложите ребенку вспомнить песню. Такая игра будет способствовать развитию музыкальности крохи, а также улучшит его память. Еще одна игра- «Закончи песню». Используя паузу, попросите малыша закончить песенку. Эта игра не только развивает память, но и тренирует внимание. В игру «Угадай, кто поет» можно играть по очереди. Знакомую крохе песенку спойте разными голосами — тонким и грубым, затем тихим и громким. Попросите ребенка угадать, кто из зверей может так петь — лиса, медведь, кот или мышонок. А потом пусть малыш сам попробует загадать вам похожие музыкальные загадки. Эта несложная игра способствует развитию у ребенка звуковысотного слуха.
«Пляшут ножки на опушке…»
Танец, а точнее, музыкально-ритмические движения — это неотъемлемая часть любого музыкального занятия. Помимо положительного эмоционального эффекта, движения под музыку способствуют развитию чувства ритма, общей моторики, развивают умение ориентироваться в пространстве и даже тренируют периферийное зрение. Начинайте занятие с разучивания самых простых движений — ходьбы в разных темпах (высоко поднимая колени, приставным шагом, гигантскими шагами, маленькими шажками и т.п.), бега (на носочках, с подскоками, спиной вперед). Чтобы ребенку было интереснее, постройте свои упражнения в форме веселой подвижной игры:
Важно петушок шагает, ножки выше поднимает.
Уточка идет, хромает — лапку к лапке приставляет.
Головой индюк мотает. Шире лапы расставляет.
Следом курочка спешит — потихоньку семенит.
И бегут за мамой-квочкой все цыплята на носочках.
Козлик скачет за друзьями. Скачем с козликом мы сами —
А теперь спиной вперед все помчимся в огород!
Малышу будет интересно изображать характер движений разных животных. Обращайте внимание на то, чтобы движения ребенка были выразительными и соответствовали заданному темпу. После разминки можно приступать к изучению танцевальных движений — ходьба по кругу в хороводе, хлопки, притопывание ногой, кружение вокруг своей оси. Сначала выучите все движения по отдельности, затем попробуйте соединить их в танец, используя подсказки-подпевки. Разберем, как они работают на примере русской народной мелодии «Калинка».
Часть I (медленная):
Мы по кругу ходим.
Хороводы водим —
Посмотрите вы на нас.
В хороводе нашем
Медленно мы пляшем,
А начнем веселый перепляс!
Часть 2 (быстрая):
Хлоп-хлоп, веселушки начнутся у нас.
Топ-топ, топотушки — танцуем для вас!
Покружимся дружно и быстро сейчас.
А вы поскорее смотрите на нас!
«Высший пилотаж» — танцевальная импровизация. Предложите малышу свободно двигаться под любую понравившуюся ему мелодию. Если видите, что ребенок не справляется с заданием или чувствует себя скованно, — присоединитесь к нему. Повторяя за вами движения, малыш будет увереннее и легче освоит эту непростую науку танца.
И напоследок, если слава юного Моцарта вас не прельщает, не стоит 4-летнего кроху сажать за фортепиано или гитару. Лучше предложите малышу изготовить свои шумовые музыкальные инструменты. Тут уж поле для творчества огромное… И даже если ваш малыш не станет в дальнейшем великим музыкантом, такие занятия будут полезны для его общего развития и доставят вашей семье немало приятных минут.
Подготовила консультацию музыкальный руководитель Ника С.Р.