Планирование и проведение индивидуальной работы с воспитанниками по образовательным областям учебной программы дошкольного образования

Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду — это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение воспитанника с максимальным учетом особенностей его личности. Индивидуальный подход в образовательной деятельности дает возможность:

—     охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого ребенка;

—     всесторонне изучать и знать индивидуальные особенности каждого ребенка и педагогически целесообразно использовать эти знания в образовательном процессе;

—     педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с детьми с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания);

—     умело создавать обстановку, педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания детей; —     своевременно корректировать взаимоотношения воспитатель — воспитанник, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.

Цель индивидуальной работы — создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности.

Организация индивидуальной работы с воспитанниками в детском саду включает в себя комплекс мероприятий:

—     определение целей и задач этой работы; —     охват постоянным вниманием всех воспитанников;

—     продуманное планирование индивидуальной работы; —     глубокий анализ и постоянный контроль за ее результатами;

Кто проводит индивидуальную работу с детьми?

В  детском саду индивидуальную работу с детьми проводят воспитатели групп общеразвивающей и компенсирующей направленности, а также специалисты детского сада. Это — педагог- психолог, учителя – логопеды, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Какими принципами руководствуется педагог в индивидуальной работе с детьми?

 Современное время требует от дошкольных педагогических работников  шагать в ногу со стандартами. Тем самым,  создавая условия для реализации следующих принципов учебной программы :  учитывать индивидуальные образовательные потребности маленького ребенка; оценивать динамику развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками.

В индивидуальной работе с детьми педагоги руководствуются следующими принципами:

— уважение самооценки личности ребенка;

— вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;

— постоянное усложнение и повышение требовательности к воспитаннику в ходе избранной деятельности;

— создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.

С какими детьми проводится индивидуальная работа?

Индивидуальная работа осуществляется в учреждении образования  с детьми всех возрастных категорий в группах общеразвивающей и компенсирующей направленности.

Прежде всего индивидуальная работа проводится с детьми, испытывающими определенное трудности в процессе обучения, или наоборот с одаренными детьми, которые обладают особыми способностями к обучению.

В пристальном внимании нуждаются дети, посещающие детский сад не регулярно по болезни или другим причинам, дети, имеющие низкую работоспособность на занятии, застенчивые, медлительные, заторможенные, гиперактивные. Планируя индивидуальную работу, педагоги учитывают психические и индивидуальные особенности ребенка, задачи прошедшего занятия.

В какое время проводится индивидуальная работа?

Использование индивидуальной работы с ребенком в детском саду — это неотъемлемая часть работы воспитателя с давних времен. Индивидуальная работа с детьми проводится в утренние и вечерние часы, а также на прогулке.

Индивидуальные занятия с детьми, имеющие трудности в освоении образовательной программы, проводятся  преимущественно в форме игры. Партнёром по игре  бывает и  взрослый, и другой ребёнок.

В первую половину дня в детском саду обычно проводится индивидуальная работа с детьми по познавательному развитию: сенсорное развитие, ФЭМП, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Организуются специальные игры и упражнения с теми из них, которые нуждаются в коррекции речевых нарушений или с испытывающими трудности при освоении каких-либо движений.

Педагоги  занимаются с малоактивными и замкнутыми детьми, давая им различные поручения, требующие общения со взрослыми и сверстниками.

Во второй половине дня проводится индивидуальная работа с детьми по развитию движений, рисованию, вырезыванию, конструированию, коррекции речевого развития.

Во время прогулок тоже проводится индивидуальная работа с детьми, где часто используются дидактические игры, игры малой подвижности, игры со словами, счетом, проводится разучивание коротких стихов, считалок, выполнение трудовых поручений, закрепление основных движений.

Планируется индивидуальная работа с детьми и  во время режимных моментов. Малыши упражняются в освоении культурно-гигиенических навыков – умывании, одевании, раздевании, застегивании пуговиц, дети постарше в завязывании шнурков. Во время приема пищи проводится работа по закреплению умений правильно пользоваться столовыми приборами, красиво сидеть за столом и кушать.

Индивидуальная работа с детьми в детском саду – это неотъемлемая часть образовательного процесса, она ведётся воспитателями  на протяжении всего дня, во всех режимных моментах, в любом виде деятельности. Ее нельзя полностью регламентировать по времени или до точности запланировать в течение дня. Всегда находится время для проведения индивидуальной работы ситуативно, в результате возникших обстоятельств.

А вот специалистам детского сада приходится более четко регламентировать этот вид деятельности с детьми в соответствии с расписанием организованной образовательной деятельности. Они составляют графики индивидуальной работы, которые утверждаются на учебный год. При этом на работу специалиста с одним ребенком в течение дня отводится не менее 15-20 минут. Учителя-логопеды проводят в группах компенсирующей направленности индивидуальную работу по коррекции речевого развития ежедневно после фронтальных занятий в соответствии с расписанием.

По такому же принципу осуществляет индивидуальную работу с воспитанниками по развитию психических функций педагог-психолог. Музыкальный руководитель отрабатывает с воспитанниками на индивидуальной работе певческие и танцевальные умения, закрепляет навыки игры на музыкальных инструментах. Инструктор по физической культуре, как правило, отрабатывает с детьми основные виды движений, в которых на занятии дети испытывали затруднения.

Каждому специалисту для проведения индивидуальной работы с детьми выделено специальное место (кабинет, музыкальный зал, спортивная площадка) и необходимое оборудование для реализации поставленных образовательных задач.

Источник: https://www.bibliofond.ru/view.

Добавить комментарий